Приняты изменения в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле»

02.10.2019

Информационное письмо № 707

Юридическая фирма Bryan Cave Leighton Paisner LLP, ранее в России – Goltsblat BLP, сообщает, что 02.08.2019 был опубликован Федеральный закон от 02.08.2019 № 265-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» в части либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и репатриации денежных средств» (далее – «Закон»).

Отдельные положения Закона вступили в силу с 02.08.2019, причем действие некоторых из них было распространено на правоотношения, возникшие с 01.08.2016.

В основной части Закон вступает в силу с 01.01.2020, за исключением некоторых норм, касающихся репатриации валютной выручки, в отношении которых предусмотрено поэтапное введение в действие в период с 01.01.2020 по 01.01.2024.

Ниже приводится обзор наиболее значимых, на наш взгляд, положений этого Закона.

Положения, вступившие в силу с 02.08.2019

  1. Разрешаются валютные операции, совершаемые за пределами РФ на основании договоров об образовании между физическими лицами – резидентами, находящимися за рубежом в совокупности более 183 дней в течение календарного года, и российскими государственными образовательными организациями высшего образования и их иностранными филиалами. Эта норма имеет ретроспективный характер и применяется к отношениям, возникшим с 01.08.2016.

  2. Одновременно с этим указанные образовательные организации и их иностранные филиалы в случае оказания образовательных услуги за пределами РФ получили право не использовать банковские счета в уполномоченных банках при осуществлении вышеуказанных валютных операций и при осуществлении валютных операций по договорам об образовании, заключенным с физическими лицами – нерезидентами. Данные положения Закона также имеют ретроспективный характер и применимы к отношениям, связанным с оказанием образовательных услуг и возникшим после 01.08.2016. В рассматриваемых ситуациях денежные средства могут быть зачислены на счета образовательных учреждений в иностранных банках, причем в случае поступления денежных средств от физических лиц – нерезидентов не применяется требование о репатриации валютной выручки на счета в российских банках.

Положения, вступающие в силу с 01.01.2020

  1. Перечень разрешенных валютных операций между резидентами дополнен переводами иностранной валюты физическими лицами – резидентами со счетов (вкладов) в уполномоченных банках на зарубежные банковские счета (вклады) физических лиц – резидентов, находящихся за пределами РФ в течение календарного года в совокупности более 183 дней и являющихся индивидуальными предпринимателями в соответствии с иностранным законодательством государства пребывания. Такие переводы должны осуществляться в оплату переданных физическим лицам – резидентам товаров, оказанных им услуг, переданных информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них. К переводам не применяется ограничение по размеру платежа за один операционный день.

  2. Действие валютного законодательства распространено не только на иностранные банковские счета (вклады), но также и на счета (вклады) резидентов в расположенных за пределами территории РФ иных организациях финансового рынка (далее – «ОФР»).

    В Законе сформулированы следующие характеристики ОФР: это организации, имеющие право в соответствии с их личным законом оказывать услуги, связанные с привлечением от резидентов и размещением денежных средств или иных финансовых активов для хранения, управления, инвестирования и (или) осуществления иных сделок в интересах резидента либо прямо или косвенно за счет резидента. Таким образом, приведенные в Законе характеристики ОФР фактически воспроизводят характеристики этих организаций из пункта 2 статьи 142.1 Налогового кодекса РФ (НК РФ). Заимствование нормы налогового законодательства было сделано уже в процессе рассмотрения проекта Закона в Государственной Думе РФ по предложению Правового управления Аппарата Госдумы РФ. В ходе рассмотрения было отмечено существование разных подходов к пониманию термина «организация финансового рынка» в российском законодательстве. В результате в проект Закона была включена формулировка, используемая в НК РФ. Принимая во внимание указанную рецепцию правовой нормы налогового законодательства, мы полагаем возможным учитывать иллюстративный перечень ОФР из пункта 2 статьи 142.1 НК РФ для целей применения корреспондирующей нормы валютного законодательства. Следовательно, рассматриваемые положения Закона могут быть применены, в частности, к счетам резидентов, открытых у иностранных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих брокерскую деятельность.

    При этом, на наш взгляд, Закон в полной мере не разрешает существующую проблему разграничения банковских счетов и счетов в ОФР, например, следует ли считать счет брокера в иностранном банке, на котором учитываются денежные средства резидента, банковским счетом или счетом в ОФР. Неоднозначный момент, связанный с применением Закона, в данном случае заключается также в том, что в отличие от средств на банковских счетах и банковских вкладах денежные средства на счетах (вкладах) в расположенных за пределами территории России ОФР формально не отнесены ни к валюте Российской Федерации, ни к одной из категорий валютных ценностей, перечисленных в части 1 статьи 1 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Это обстоятельство также привносит неопределенность в понимание того, что в принципе может считаться валютной операцией с средствами на счетах (вкладах) в ОФР.

    Вместе с тем базовый принцип валютного законодательства предусматривает, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов валютного законодательства РФ толкуются в пользу резидентов и нерезидентов. В этой связи мы полагаем, что введение специального регулирования счетов резидентов в ОФР означает, что до вступления в силу соответствующих положений Закона требования валютного законодательства на такие счета (вклады) не распространяются, за исключением тех ситуаций, когда ОФР является сам иностранный банк, открывающий счет резиденту.

    В свою очередь, руководствуясь аналогией с нормой ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» в отношении брокерских счетов российских профессиональных участников рынка ценных бумаг, открываемых в российских банках для учета денежных средств нерезидентов, можно сделать вывод о том, что аналогичные счета резидентов, открываемые иностранными брокерами в иностранных банках для учета средств резидентов, следует рассматривать в качестве счетов резидентов в ОФР.

    Перечень разрешенных случаев зачисления денежных средств на счета (вклады) резидентов в ОФР, расположенных за пределами РФ, а также списания денежных средств с таких счетов (вкладов) должен установить Центральный банк РФ.

    Одновременно с этим Законом предусмотрено, что резиденты вправе без ограничений осуществлять валютные операции со средствами, зачисленными в соответствии с требованиями валютного законодательства на счета (вклады) в ОФР, расположенных за пределами территории РФ, за исключением запрещенных между резидентами валютных операций.

    Учитывая изложенное, не вполне очевидно, как соотносятся положения Закона, допускающие списание денежных средств со счетов в ОФР только в случаях, установленных ЦБ РФ, с отсутствием ограничений по осуществлению валютных операций с такими средствами.

    В этой связи наименее рискованным вариантом, на наш взгляд, будет осуществление тех операций по счетам (вкладам) в ОФР, которые будут утверждены ЦБ РФ после вступления в силу комментируемых положений Закона.

  3. Как и в случае с иностранными банковскими счетами, резиденты обязаны уведомлять налоговые органы об открытии и закрытии счетов (вкладов) в ОФР, а также отчитываться о движении средств по ним. Порядок представления соответствующих уведомлений и отчетов должен быть утвержден актами Правительства РФ и ФНС России.

    Одновременно с этим Закон устанавливает ряд исключений в отношении того, когда уведомления и отчетность по счетам (вкладам) в ОФР, а также по счетам (вкладам) в иностранных банках не представляются в налоговые органы. В частности, некоторые из таких исключений касаются счетов (вкладов) в иностранных банках и ОФР, расположенных на территории иностранных государств – членов ОЭСР или ФАТФ, участвующих в соглашениях об автоматическом обмене финансовой информацией.

  4. Предусматриваются новые возможности по использованию счетов (вкладов) резидентов в иностранных банках.

    На счета резидентов в зарубежных банках разрешено зачислять доходы от реализации драгоценных металлов, учитываемые на счетах резидентов в этих банках, выплачиваемые в силу требований законодательства иностранного государства, минуя счета в российских банках.

    Расширены возможности по зачислению денежных средств на счета (вклады) физических лиц – резидентов, открытые в банках, расположенных на территориях государств – членов ОЭСР или ФАТФ:

    • разрешено зачислять в порядке возврата суммы денежных средств, ранее переданных физическим лицом – резидентом в доверительное управление доверительному управляющему – нерезиденту;

    • на счета (вклады) могут быть зачислены без ограничений денежные средства, получаемые от нерезидентов, при условии, что иностранное государство, где открыты банковские счета, осуществляет обмен информацией в соответствии с Многосторонним соглашением компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29 октября 2014 года или иным заключенным с Российской Федерацией международным договором, предусматривающим автоматический обмен финансовой информацией.

    При реализации последней из указанных возможностей необходимо исходить из того, что отсутствие ограничений по зачислению денежных средств от нерезидентов на счета в иностранных банках само по себе не отменяет необходимости соблюдения требований по репатриации валютной выручки. Следовательно, в тех случаях, когда действует требование о репатриации, денежные средства должны быть зачислены на счета в российских банках.

  5. Изменены требования о репатриации валютной выручки по некоторым видам внешнеторговых контрактов.

    Отменяется требование о репатриации резидентами валютной выручки по внешнеторговым контрактам, заключенным с нерезидентами, сумма обязательств по которым определена в рублях и оплата по которым также производится в рублях. Данное исключение не распространяется на внешнеторговые контракты, предусматривающие поставку нерезидентам некоторых видов древесины, древесного угля и лесоматериалов.

    В свою очередь, если предметом указанных контрактов являются поставляемые нерезиденту отдельные виды минеральных и сырьевых продуктов, включая некоторые виды углеводородов и продуктов черной и цветной металлургии, то предусмотрено поэтапное повышение лимита денежных средств, которые могут не зачисляться на счета в уполномоченных банках:

    • начиная с 01.01.2020 – не более 10% от суммы внешнеторгового контракта;

    • начиная с 01.01.2021 – не более 30% от суммы внешнеторгового контракта;

    • начиная с 01.01.2023 – не более 70% от суммы внешнеторгового контракта;

    • начиная с 01.01.2024 – вся сумма внешнеторгового контракта.

    Рассматриваемая отмена требований о репатриации не распространяется на контракты, заключаемые между нерезидентами и резидентами, являющимися участниками бюджетного процесса на федеральном уровне, федеральными государственными бюджетными (автономными) учреждениями, федеральными государственными унитарными предприятиями.

Одновременно с отменой требований о репатриации по рассматриваемым контрактам Закон обязывает резидентов обеспечить надлежащее исполнение или прекращение обязательств по таким контрактам путем получения от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках денежных средств, причитающихся в соответствии с условиями указанных контрактов, или иными способами, разрешенными законодательством Российской Федерации. В частности, Закон допускает зачисление валютной выручки по таким контрактам на счета резидентов в иностранных банках.

Контакты

По всем вопросам, связанным с публикациями, новостями и пресс-релизами, пожалуйста, обращайтесь:

Ксения Соболева

Руководитель направления по PR и коммуникациям

подписка

Получайте новости об изменениях в законодательстве с экспертными комментариями наших юристов и обзоры актуальных юридических вопросов в соответствии с теми областями права, которые представляют для вас интерес.