Обзор основных направлений модернизации Кодекса об административных правонарушениях

02.07.2019

Информационное письмо № 686

Юридическая фирма Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) LLP, ранее в России – Goltsblat BLP, представляет вашему вниманию краткий обзор основных направлений опубликованной ранее в июне «Концепции нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – «Концепция»).

Указание в названии на «концепцию нового Кодекса» связано с тем, что в настоящее время осуществляется пересмотр норм действующего законодательства об административных правонарушениях с целью создания нового правового регулирования отношений в сфере административной ответственности.

В Концепции отмечается, что новое регулирование должно будет характеризоваться как стабильное. Критерий стабильности обозначен не случайно: согласно Концепции за 17 лет со дня вступления в силу Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – «КоАП») в него внесено уже свыше 4 800 изменений. Такое количество изменений не могло носить полностью системного характера, что, как следует из Концепции, приводит к нарушению единства правового регулирования сходных по своему содержанию общественных отношений, неурегулированности ряда ключевых для сферы общественных отношений вопросов и в конечном счете негативным образом влияет на обеспечение прав и законных интересов физических и юридических лиц.

В связи с этим планируется уточнить порядок изменения нового КоАП: соответствующие законопроекты смогут вноситься в Государственную Думу только при наличии официального отзыва Правительства.

Концепция показывает общее направление модернизации административного законодательства, предусматривающеe, в частности:

  • выделение из КоАП норм, регламентирующих производство по делам об административных правонарушениях;

  • сокращение составов административных правонарушений в целом и рассматриваемых судом в частности (за исключением составов с повышенной общественной вредностью);

  • приоритизацию профилактики нарушений и применение дифференцированного риск-ориентированного подхода в случае, если профилактические и принудительно-профилактические меры не имели должного воздействия;

  • дополнительную проработку перечня обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность;

  • установление сроков исковой давности для каждой категории административного правонарушения исходя из характера и степени общественной вредности правонарушений той или иной категории;

  • новые подходы к представительству в производстве по делам об административных правонарушениях: предлагается предусмотреть представительство адвокатами и иными лицами, имеющими высшее юридическое образование (за исключением дел, рассматриваемых мировыми судьями и районными судами);

  • упрощение механизма исполнения постановлений о назначении административных штрафов на суммы, не превышающие 10 тысяч рублей, исключающее возбуждение исполнительного производства (в автоматическом режиме исключительно за счет денежных средств, находящихся на счетах должника в банке и иной кредитной организации).

В настоящее время работа над текстом нового КоАП продолжается. Введение в действие нового КоАП и вступление в силу иных законодательных актов Российской Федерации в сфере административных правоотношений ожидается с 1 января 2021 года.

Полный текст Концепции доступен на момент подготовки настоящего письма на официальном сайте Правительства РФ:

http://static.government.ru/media/files/KVhRVrFpSydJQShBIwlAY7khO7NAt9EL.pdf

 

Контакты

По всем вопросам, связанным с публикациями, новостями и пресс-релизами, пожалуйста, обращайтесь:

Ксения Соболева

Руководитель направления по PR и коммуникациям

подписка

Получайте новости об изменениях в законодательстве с экспертными комментариями наших юристов и обзоры актуальных юридических вопросов в соответствии с теми областями права, которые представляют для вас интерес.