Публичный сервитут для размещения инженерных сооружений

24.09.2018

Информационное письмо № 652

Юридическая фирма Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) LLP предлагает вашему вниманию первое из четырех сообщений о законодательных изменениях августа 2018 г. Оно посвящено введению Федеральным законом от 3 августа 2018 г. № 341-ФЗ в законодательство нового института – публичного сервитута для отдельных целей (глава V.7 Земельного кодекса РФ). Такими целями являются:

  1. Размещение инженерных сооружений (объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, линейных объектов системы газоснабжения и т.п. линейных объектов);
  2. Складирование строительных материалов, размещение временных или вспомогательных сооружений на время строительства транспортной инфраструктуры публичного значения;
  3. Устройство пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с другими автодорогами и железнодорожными путями общего пользования;
  4. Размещение автомобильных дорог и железнодорожных путей в туннелях;
  5. Проведение инженерных изысканий в ряде случаев.

Наибольшее распространение введенный институт, очевидно, получит для целей размещения инженерных сооружений. Это обусловлено рядом существенных преимуществ, которыми он обладает по сравнению с имеющимися инструментами для прокладки линейных объектов («классическим» сервитутом в соответствии со статьями 274-277 Гражданского кодекса РФ, сервитутом в отношении земельного участка, находящегося в публичной собственности в соответствии с главой V.3 Земельного кодекса РФ и др.), в частности:

  • Новый «специальный» публичный сервитут применим к землям и земельным участкам, вне зависимости от того, находятся они в частной или публичной собственности, свободны или обременены правами третьих лиц.
  • Закон установил достаточно определенные критерии, позволяющие преодолевать волю правообладателя обременяемого земельного участка. Так, в частности, прокладка инженерного сооружения через участки третьих лиц допускается при условии, что длина возможной трассы через свободные земли будет более чем в 2 раза больше.
  • Земельные участки или их части для размещения инженерных сооружений не образуются, границы публичного сервитута вносятся в ЕГРН примерно по тем же правилам, что зоны с особыми условиями использования территории или территориальные зоны.

Необходимо подчеркнуть, что новый «специальный» публичный сервитут может быть использован для оформления прав на землю и для существующих инженерных сооружений, но при условии, что права на них возникли до 1 сентября 2018 г. (ст. 3.6 Федерального закона от 25 октября 2001 г. «О введении в действие Земельного кодекса РФ»).

Подводя итог, можно отметить, что баланс интересов между правообладателями земельных участков и лицами, которые строят линейные объекты, в определённой степени смещен в пользу последних. В этой связи можно спрогнозировать, что после принятия всех необходимых подзаконных актов новый институт будет активно применяться.

Через неделю мы опишем основные изменения в части установления зон с особыми условиями использования территории.

Контакты

По всем вопросам, связанным с публикациями, новостями и пресс-релизами, пожалуйста, обращайтесь:

Ксения Соболева

Руководитель направления по PR и коммуникациям

подписка

Получайте новости об изменениях в законодательстве с экспертными комментариями наших юристов и обзоры актуальных юридических вопросов в соответствии с теми областями права, которые представляют для вас интерес.