Гонконг – Россия: новая структура операционного лизинга для российского авиационного рынка

25.05.2018

Информационное письмо № 629

Описание

Как ожидается, Гонконг станет одной из самых привлекательных юрисдикций для лизинга (аренды) и финансирования воздушных судов благодаря новым налоговым нормам, вступившим в силу летом 2017 года. Квалифицированные лизингодатели могут воспользоваться выгодами нового налогового режима и при лизинге воздушных судов российским авиакомпаниям. При этом использовать можно все те же структуры трансграничного лизинга, которые уже давно знакомы российскому рынку.

Структуры лизинга с российскими авиакомпаниями

При лизинге воздушных судов, произведенных за границей (включая Airbus и Boeing), российскими авиакомпаниями применяются двухуровневые структуры, которые позволяют достигнуть баланса между требованием лизингодателя об иностранной регистрации воздушного судна и операционными нуждами авиакомпании (для чего используются, например, Бермудские Острова или Ирландия) и которые одновременно предоставляют оптимальный налоговый режим (для чего используются, например, Ирландия или Кипр).

Лизингодатели при сдаче в аренду иностранных воздушных судов российским авиакомпаниям исторически настаивают на их зарубежной регистрации. На их взгляд, российское право и практика его применения не дают достаточной уверенности в успешном снятии с регистрации и истребовании воздушного судна при банкротстве или в случае нарушений со стороны авиакомпании. Осуществить регистрацию воздушного судна за границей, но при этом оставить определенные функции по его обслуживанию, надзору за безопасностью и администрированию в России возможно на основании двустороннего соглашения, заключенного под эгидой статьи 83bis Чикагской конвенции 1944 года. У России есть такие соглашения, в частности, с Бермудскими Островами и Ирландией.

Налоговая оптимизация структуры владения и лизинга является ключевой как для лизингодателя, так и для авиакомпании. Для лизингодателя оптимизация обычно заключается в низких налогах на прибыль и на прирост капитала, что достигается при регистрации лизинговой «дочки» в Ирландии или на Кипре. Обеим сторонам также будет выгодно наличие соглашения об избежании двойного налогообложения, заключенного Россией. Так, соответствующие соглашения между Россией и Ирландией и между Россией и Кипром дают лизингодателю, предоставляющему российской авиакомпании воздушное судно в аренду для целей международных перевозок, полное освобождение от уплаты налога у источника в России. Авиакомпания может таким образом избежать компенсации налоговых потерь лизингодателя (т.н. «tax gross-up»), а лизингодатель – предложить авиакомпании более низкие совокупные затраты на лизинг.

Новый режим авиализинга в Гонконге

Новый режим лизинга и финансирования воздушных судов в Гонконге был введен путем значительных поправок в налоговое законодательство. Эти поправки – результат многолетних обсуждений с профессиональными участниками авиационного рынка, что позволило учесть особенности большого числа широко используемых в мире структур.

Если кратко, пакет поправок в Закон о внутреннем налогообложении Гонконга вводит рекордно низкую ставку для налога на прибыль и полное освобождение от уплаты налога на прирост капитала для квалифицированных лизингодателей:

  • стандартная ставка по налогу на прибыль была уменьшена в 2 раза до 8,25% и применяется только к налогооблагаемой прибыли;
  • налогооблагаемая прибыль составляет всего 20% от совокупного лизингового дохода за вычетом расходов, освобождаемых от налогообложения (в такие расходы не включена налоговая амортизация); и
  • вводится освобождение от налога на прирост капитала на воздушные суда, которые находились в собственности и использовались не менее 3 лет до их продажи (а в случае более короткого периода лизингодатель может заявить, что доход является основным капиталом по сути и не подлежит налогообложению).

Таким образом, в результате Гонконг может предложить квалифицированным лизингодателям теоретическую базовую налоговую ставку в размере 1,65% (8,5%*20%) на их скорректированные доходы. Детальные вычисления, конечно, нужны, чтобы определить эффективную налоговую ставку для каждой конкретной сделки, но уже сделанные модельные сравнения с традиционными юрисдикциями (такими как Ирландия или Сингапур) говорят, что новый режим лизинга в Гонконге будет очень конкурентоспособным, а при наличии благоприятного соглашения об избежании двойного налогообложения – даже крайне привлекательным. По сути у нового режима только два весомых ограничения: налог нельзя перенести на более поздний срок (то есть он уплачивается ежегодно, если есть налогооблагаемая прибыль), и отсутствует налоговая амортизация (и одновременно с этим налоговая консолидация).

Две особенности и БЕПС

Ключевое требование к лизингодателю, который желает использовать гонконгский налоговый режим лизинга воздушных судов – центральное управление и контроль, а также приносящая доход деятельность должны осуществляться физически в Гонконге. Учреждение шелл-компании (или говоря проще, «компании-пустышки») недостаточно. На практике это означает, что необходимо создать специальную проектную компанию – лизингодателя/владельца как минимум одного воздушного судна, которая пусть и не обладая большим фактическим присутствием в Гонконге, должна быть преимущественно управляема из Гонконга (что соответствуют требованиям других лизинговых юрисдикций, например, Ирландии или Сингапура). Хорошим подспорьем для создания квалифицированного присутствия и руководством для лизингодателей являются Заметки о толковании и правоприменении №54, выпущенные Управлением внутреннего налогообложения Гонконга вскоре после принятия закона.

В целом для тех лизингодателей, у которых уже есть развитый управленческий аппарат в другой лизинговой юрисдикции, данный вопрос может стать ключевым при принятии решения об учреждении платформы в Гонконге – а есть ли смысл в дупликации? Каждый лизингодатель должен оценить свои собственные выгоды, но последние примеры – в том числе учреждение полноценной платформы в Гонконге ICBC Financial Leasing (лизингодателя, который уже имеет развитый офис в Ирландии) – говорят о том, что возможности, которые предлагает Гонконг, стоят инвестиций.

Для того, чтобы не изобретать что-то новое, а вместо этого вобрать в себя лучшие и уже давно используемые на рынке структуры авиационного лизинга, новый режим вводит достаточно широкое понятие права собственности. Наличие у лизингодателя права собственности на воздушное судно является критерием для применения нового налогового режима. Однако в рамках закона собственность возникает из любого соглашения, по которому может быть передан или будет передан правовой титул на воздушное судно или которое предоставляет эффективное право собственности в экономическом понимании. Такими соглашениями, в частности, могут быть договор о купле-продаже с рассрочкой, договор об условной купле-продаже или даже договор финансового лизинга (или если точнее, в терминах закона «фондирующего» лизинга, что в целом близко по существу). Фактически все это позволяет использовать Гонконг во многих классических структурах прямой аренды, субаренды, а также продажи с обратной арендой (например, при финансировании под гарантию экспортных кредитных агентств, в рамках французского или японского налогового лизинга или для дальнейшей секьюритизации).

Из этого, с другой стороны, можно предположить, что гонконгский режим предназначен только для операционного лизинга (то есть в российских терминах обычной аренды). Хотя он однозначно предлагается правительством как режим для «сухого» операционного лизинга (или иначе для бербоут-чартера, без экипажа), но более правильным будет сказать, что режим нельзя будет применить к структурам, в которых право собственности будет или может быть передано авиакомпании по окончании аренды.

Гонконгский налоговый режим – со всеми его достоинствами и ограничениями (которых, откровенно говоря, совсем мало) – начинает действовать при глобальной налоговой политике, кардинально отличающейся от той, что существовала при разработке аналогичных льготных режимов в других юрисдикциях. Так, власти Гонконга специально акцентировали внимание на том, чтобы режим строго соответствовал т.н. правилам БЕПС (от англ. Base Erosion and Profit Shifting, но, правда, с кардинально обратным значением). Это пакет мер, который разрабатывался «Большой двадцаткой»/ОЭСР для противодействия «размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения». Большой плюс соответствия правилам БЕПС состоит в том, что гонконгский режим должен быть значительно менее подвержен пристальному вниманию и вопросам налоговых органов, чем режимы, зародившиеся в менее строгих условиях. Российские налоговые органы также активно вовлечены в инициативу по продвижению мер БЕПС, что позволит им увидеть гонконгский режим в благоприятном свете.

Гонконг в российских структурах авиализинга

Соглашение об избежании двойного налогообложения России с Гонконгом (как и такие же с Ирландией и Кипром) не устанавливает налог у источника на лизинговые доходы от российской авиакомпании-резидента, если воздушное судно используется в международных перевозках и находится в фактической собственности гонконгского лизингодателя-резидента (например, таким должен быть лизингодатель, отвечающий требованиям нового режима). По сути это позволяет поставить гонконгского квалифицированного лизингодателя на место ирландской или кипрской проектной компании в классических российских лизинговых структурах. Тем не менее, между Россией и Гонконгом пока нет договоренностей по статье 83bis о поддержании летной годности. Если иностранные лизингодатели продолжат настаивать на зарубежной регистрации воздушного судна, то будет необходимо использовать т.н. “lease-in and lease-out”, т.е. одновременный прямой и обратный лизинг в целях регистрации с участием юрисдикции, у которой такие договоренности есть (в числе таких юрисдикций – Бермудские Острова и Ирландия; выбор будет зависеть от предпочтений лизингодателя и авиакомпании).

Раннее говорилось, что новый режим соблюдает правила БЕПС и требует наличия центрального управления и контроля в Гонконге. Стоит вспомнить и о последних тенденциях в российском законодательстве в данной области: теперь чтобы применить освобождение от налога у источника на доход из России по соглашению об избежании двойного налогообложения, иностранному лизингодателю нужно выдать авиакомпании подтверждение, что лизингодатель будет являться бенефициарным собственником такого дохода. Для лизинговых компаний, у которых есть значительное присутствие в Гонконге, будет намного легче выдать такое подтверждение в отношении своей гонконгской «дочки» – квалифицированного по новому режиму лизингодателя, чем в отношении компании, учрежденной там, где такого значительного присутствия у лизинговой компании нет.

Те лизингодатели, которые все же еще не приняли решение учредить лизинговую платформу в Гонконге, должны также иметь в виду, что это не будет слишком сложно или затратно: Гонконг знаменит простотой процесса открытия компаний.

Что для авиакомпаний?

Очевидно, что режим лизинга в Гонконг может быть весьма привлекательным для лизингодателей по определенным видам лизинга воздушных судов в Россию. Возникает вопрос: в чем выгода для российских авиакомпаний?

  • использование давно знакомой структуры – не потребуется каких-то глобальных изменений в широко используемую документацию;
  • легкое восприятие российскими налоговыми органами;
  • доступ к новым игрокам на рынке, например, к азиатским лизинговым компаниям, которые не представлены в конкурирующих юрисдикциях;
  • возможность привлечь новые источники финансирования;
  • возможность разыграть «китайскую» карту – улучшить финансовые условия под эгидой программы Китая «Один пояс – один путь»; и
  • пожалуй, самое главное – потенциальные выгоды от снижения налогов для лизингодателя из Гонконга.

Соавторы:

Найджел Вард, Гонконг, Партнер, Финансирование активов
E: Nigel.Ward@bсlplaw.com, T: +852 3143 8490  

Уильям Хо, Гонконг, Партнер, Финансирование активов
E: jackson.chow@blplaw.com, T: +852 3143 8490

Джексон Чоу, Гонконг, Партнер, Финансирование активов
E: William.Ho@bclplaw.com, T: +852 3143 8490

Алла Зверькова, Москва, Старший юрист, Налоговая практика
E: alla.zverkova@bclplaw.com, T: +7 495 2874444

Контакты

По всем вопросам, связанным с публикациями, новостями и пресс-релизами, пожалуйста, обращайтесь:

Ксения Соболева

Руководитель направления по PR и коммуникациям

подписка

Получайте новости об изменениях в законодательстве с экспертными комментариями наших юристов и обзоры актуальных юридических вопросов в соответствии с теми областями права, которые представляют для вас интерес.