Принят Федеральный закон, устанавливающий обязанность по репатриации денежных средств по договорам займа

03.04.2018

Информационное письмо № 635

Юридическая фирма Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) LLP сообщает, что 03.04.2018 опубликован Федеральный закон от 03.04.2018 № 64-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» и статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – «Закон»), вступающий в силу 14.04.2018.

1. Законом вводятся новые требования для резидентов в области валютного регулирования и валютного контроля.

Резиденты обязаны обеспечить получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту или валюту Российской Федерации, причитающиеся им в соответствии с условиями договоров займа.

Таким образом, вводится требование о репатриации предоставленных нерезидентам заемных средств и уплачиваемых в отношении них процентов.

До настоящего времени нормы о репатриации действовали только в отношении внешнеторговых контрактов.

На резидентов также возлагается обязанность предоставлять уполномоченным банкам информацию об ожидаемых в соответствии с условиями договоров займа сроках исполнения нерезидентами обязательств по возврату предоставленных им займов.

Одновременно расширяется перечень случаев, когда резиденты вправе не осуществлять репатриацию иностранной валюты или валюты РФ на свои счета в уполномоченных банках.

В частности, репатриация не требуется при зачете встречных однородных требований по договорам займа, заключенным между резидентом и нерезидентом, при условии, что встречное требование нерезидента возникло в результате предоставления резиденту займа посредством зачисления денежных средств на счет резидента, открытый в уполномоченном банке.

Также изменяется условие, при котором резиденты считаются выполнившими обязанность по репатриации в связи с получением страховых выплат от Российского агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций в рамках страхования экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и (или) политических рисков. Выплаты по договору страхования рисков неисполнения нерезидентами обязательств по внешнеторговым контрактам и договорам займа отныне должны зачисляться на банковские счета резидента, открытые в уполномоченных банках, и (или) на банковские счета, открытые в уполномоченных банках резидента, являющегося выгодоприобретателем по такому договору страхования. В свою очередь, у уполномоченных банков, действующих в качестве агентов валютного контроля, появляется право запрашивать указанные договоры страхования и иные связанные с ними документы при проведении валютных операций.

2. Наряду с изменениями валютного законодательства вводится административная ответственность для резидентов за нарушение требований о репатриации в связи с заключенными с нерезидентами договорами займа.

В случае невыполнения резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающейся в соответствии с условиями договора займа, резидент будет привлечен к административной ответственности по части 4 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).

В настоящее время к ответственности по данной статье могут привлекаться только юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Размер штрафа составляет одну стопятидесятую ставки рефинансирования ЦБ РФ от суммы денежных средств, зачисленных на счета в уполномоченных банках с нарушением установленного срока, за каждый день просрочки зачисления таких денежных средств и (или) в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках.

Однако необходимо напомнить, что 14.05.2018 вступает в силу Федеральный закон от 14.11.2017 N 325-ФЗ «О внесении изменений в статьи 19 и 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», которым изменяются нормы об ответственности за нарушения валютного законодательства.

В частности, по части 4 статьи 15.25 КоАП РФ к административной ответственности будут привлекаться не только юридические лица, но также их руководители и иные работники, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции. Штраф для этой категории лиц будет составлять от 20 до 30 тысяч рублей. При этом в случае повторного совершения аналогичного правонарушения эти лица могут быть дисквалифицированы на срок от шести месяцев до трех лет по решению суда общей юрисдикции.

Начиная с 14.05.2018 изменится и порядок расчета штрафа для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по части 4 статьи 15.25 КоАП РФ. Для определения процентного коэффициента, применяемого к базе для расчета штрафов (суммам несвоевременно зачисленных или возвращенных на счета в уполномоченных банках денежных средств), вместо ставки рефинансирования ЦБ РФ будет применяться ключевая ставка ЦБ РФ.

3. Переходными положениями Закона предусмотрено, что он не будет применяться к договорам займа, заключенным до дня его вступления в силу, за исключением тех договоров, существенные условия которых будут изменены после вступления Закона в силу.

Данное положение, на наш взгляд, на практике может повлечь возникновение спорных ситуаций между резидентами и органами валютного контроля в части оценки существенности условий заключенных договоров займа и потребует оценки рисков нарушения валютного законодательства при внесении любых изменений в действующие договоры.

Контакты

По всем вопросам, связанным с публикациями, новостями и пресс-релизами, пожалуйста, обращайтесь:

Ксения Соболева

Руководитель направления по PR и коммуникациям

подписка

Получайте новости об изменениях в законодательстве с экспертными комментариями наших юристов и обзоры актуальных юридических вопросов в соответствии с теми областями права, которые представляют для вас интерес.