В Государственную Думу внесен законопроект "О цифровых финансовых активах"

23.03.2018

Информационное письмо № 634

Юридическая фирма Goltsblat BLP (с апреля 2018 года - Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) LLP) сообщает о том, что 20 марта 2018 года в Государственную Думу внесен законопроект «О цифровых финансовых активах»1Законопроект»), целью которого является урегулирование использования цифровых финансовых активов, а также прав и обязанностей по смарт-контрактам.

Общие положения

Законопроект не содержит детального регулирования использования цифровых финансовых активов, а носит скорее рамочный характер.

Согласно Законопроекту, под цифровым финансовым активом понимается имущество в электронной форме, которое создается с использованием криптографических средств. Устанавливаются два вида цифровых финансовых активов: криптовалюта и токен.
Учет цифровых финансовых активов, в том числе удостоверение права собственности на них, осуществляется в специальном реестре цифровых транзакций («Реестр»).

Обращаем ваше внимание на то, что цифровой финансовый актив не признается законным средством платежа на территории Российской Федерации.

Криптовалюта

Законопроект не содержит детального определения понятия «криптовалюта», а ограничивается указанием на то, что это вид цифрового финансового актива, который создается и учитывается в Реестре участниками этого Реестра.

В Законопроекте под майнингом понимается предпринимательская деятельность, направленная на создание криптовалюты и/или валидацию с целью получения вознаграждения в виде криптовалюты. Интересно, что майнинг будет признаваться предпринимательской деятельностью, если лицо, осуществляющее его, превышает установленные правительством лимиты энергопотребления в течение трех месяцев подряд.

Таким образом, выпустить криптовалюту может только участник Реестра, осуществляющий предпринимательскую деятельность.

Токен

Целью выпуска токена является привлечение финансирования. Как и криптовалюта, токены должны учитываться в Реестре.

Законопроект ограничивает круг лиц, которые могут быть эмитентами токенов. Такими лицами могут быть только индивидуальные предприниматели и юридические лица.

Стоит отметить, что выпуск токена состоит из двух этапов: (1) опубликование в Интернете инвестиционного меморандума и публичной оферты и (2) заключение договоров, в том числе смарт-контрактов, описание которых приводится ниже.

Законопроект определяет требования к публичной оферте о выпуске токенов и к инвестиционному меморандуму. Важно, что до опубликования оферты токены не могут предлагаться потенциальным приобретателям в любой форме с использованием рекламы.

Обращение цифровых финансовых активов

Согласно Законопроекту, совершение сделок по обмену токенов на рубли или иностранную валюту возможно только через оператора обмена цифровых финансовых активов, который является организатором торговли2.

Важная роль в процессе обращения цифровых финансовых активов отведена Центральному банку России. В частности, предполагается, что:

  • регулятор по согласованию с правительством установит перечень иных сделок по обмену цифровых активов, которые могут совершаться на территории Российской Федерации;
  • сделки по обмену токенов на рубли или иностранную валюту, совершаемые с привлечением оператора торговли, должны совершаться в соответствии с правилами организованных торгов цифровыми финансовыми активами, которые регистрируются в Центральном банке России;
  • Центральный банк России будет устанавливать максимальную сумму, на которую могут приобрести токены лица, не являющиеся квалифицированными инвесторами; и
  • Центральный банк России будет устанавливать порядок использования цифровых кошельков (в которых, в свою очередь, должна будет храниться информация об указанных выше сделках) и требования к ним.

Смарт-контракт

Представляется интересным включение в Законопроект определения смарт-контракта, под которым понимается договор в электронной форме, исполнение прав и обязательств по которому осуществляется путем совершения в автоматическом порядке цифровых транзакций в распределенном Реестре в строго определенной таким договором последовательности и при наступлении определенных им обстоятельств. Иных положений, посвященных регулированию смарт-контрактов, Законопроект не содержит.
___________________________________
1Законопроект № 419059-7 от 20 марта 2018 года.
2В соответствии с Федеральным законом № 325-ФЗ «Об организованных торгах», организатор торговли – это лицо, оказывающее услуги по проведению организованных торгов на товарном и (или) финансовом рынках на основании лицензии биржи или лицензии торговой системы.

Контакты

По всем вопросам, связанным с публикациями, новостями и пресс-релизами, пожалуйста, обращайтесь:

Ксения Соболева

Руководитель направления по PR и коммуникациям

подписка

Получайте новости об изменениях в законодательстве с экспертными комментариями наших юристов и обзоры актуальных юридических вопросов в соответствии с теми областями права, которые представляют для вас интерес.