Новости законодательства: Использование слова «быстро» в рекламе лекарственных средств

16.11.2017

Информационное письмо № 619

Юридическая фирма Goltsblat BLP сообщает о том, что по результатам совместного заседания трех экспертных советов при ФАС России относительно использования слова «быстро» в рекламе лекарственных средств было вынесено несколько прецедентных решений, о которых мы расскажем в настоящем письме (протокол заседания размещен на сайте ФАС России: http://fas.gov.ru/counsils-list/protokolyi/detail.html?id=369).

Необходимость проведения заседания экспертных советов была вызвана тем, что в 2017 году ФАС России возбудила 25 дел по рекламе лекарств со словом «быстро», по результатам рассмотрения которых практически во всех случаях ФАС России заняла позицию о запрете использования слова «быстро» в рекламе лекарств. По мнению ФАС России, это слово гарантирует положительное действие лекарства. Данная позиция вызвала серьезную озабоченность у всей фарминдустрии.

Юристам Goltsblat BLP (Елене Трусовой, Евгению Орешину, Ирине Шурминой) было поручено представлять интересы двух компаний из семи, ролики которых были вынесены на заседание экспертных советов. Остальные компании согласились с тем, чтобы юридическая фирма Goltsblat BLP озвучила общую позицию индустрии по поводу использования слова «быстро» в рекламе.

Напомним, что в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» реклама лекарственных средств не должна гарантировать положительное действие объекта рекламирования и его эффективность.

Для выработки правовой позиции и учета мнения индустрии и экспертов ФАС России было организовано указанное заседание трех экспертных советов: Экспертного совета по применению законодательства о рекламе, Экспертного совета по развитию конкуренции в социальной сфере и здравоохранении и Экспертного совета по применению антимонопольного законодательства в части недобросовестной конкуренции.

Экспертный совет – консультативный орган при ФАС России. При принятии решений по конкретным делам ФАС России придерживается подходов, сформированных экспертами, и результаты заседаний экспертных советов оказывают значительное влияние на практику.

Эксперты приняли решение по следующим основным вопросам.

1. Использование слова «быстро» в рекламе лекарственных средств возможно

Перед экспертными советами был поставлен вопрос о том, имеется ли в следующих 9 рекламных роликах, содержащих слово «быстро», гарантия положительного действия и эффективности лекарственного средства:

  1. Нурофен для детей: «Нурофен, таблетки для детей. Быстрое действие против симптомов простуды и гриппа»;
  2. Фастум-гель: «Фастум-гель быстро доставляет действующее вещество к источнику боли и уменьшает воспаление»;
  3. Амиксин: «Амиксин действует быстро»;
  4. Имодиум: «Имодиум быстро и бережно борется с диареей»;
  5. Ирс 19: «… быстро активирует иммунные клетки носа и помогает сократить длительность лечения в 2 раза»;
  6. Имудон: «… быстро активирует иммунные клетки горла и помогает сократить длительность симптомов в 2 раза»;
  7. Стрепсилс Плюс: «Он борется с инфекцией и действует против сильной боли в горле быстро»;
  8. Быструмгель: «Быстрое решение – Быструмгель. Быструм. Против боли быстро»;
  9. Ибуклин: «2 компонента Ибуклин усиливают друг друга, действуя быстро и продолжительно».

В своем выступлении Елена Трусова, Партнер, Практика интеллектуальной собственности и разрешения споров Goltsblat BLP, указала на следующие обстоятельства, с которыми впоследствии согласились экспертные советы:

  1. использование слова «быстро» в рекламе не гарантирует само по себе положительное действие и эффективность лекарственного средства, гарантия может быть выражена иными словами, например глаголами совершенного вида, а слово «быстро» и ему подобные могут лишь усилить значение слова, с которым они используются;
  2. на гарантию результата могут указывать слова, которые по своей семантике указывают на неизбежность наступления окончательного результата и не допускают наступления промежуточного результата (например, «победа», так как нельзя победить болезнь только в части);
  3. для определения гарантии эффективности в рекламном ролике необходимо анализировать его в целом, не ограничиваясь текстовой составляющей, и учитывать общий информационный контекст, сюжет, сочетание текста с событиями на экране.

На согласие экспертов с озвученной позицией указывает дискуссия экспертов, имевшая место на заседании, а также то обстоятельство, что по итогам обсуждения эксперты решили, что в 6 роликах не имеется гарантии эффективности (ролики 1-6 в списке выше), а в 3 – имеется (ролики 7-9 в списке выше, эксперты увидели гарантию эффективности не в слове «быстро», а в иных словах и элементах рекламы).

Обращаем ваше внимание на то, что ФАС России еще не приняла решений по конкретным делам, отражающим данный подход экспертных советов.

2. Фарминдустрией совместно с юридической фирмой Goltsblat BLP разрабатывается проект рекомендаций ФАС России по использованию слова «быстро» и по иным вопросам применения законодательства о рекламе лекарственных средств

Представитель Ассоциации международных фармпроизводителей и представитель АО «Нижфарм» проинформировали экспертные советы о подготовке представителями фармацевтической индустрии аналитического отчета с рекомендациями по применению законодательства о рекламе лекарственных средств.

Заместитель руководителя ФАС Андрей Кашеваров поддержал инициативу и указал на необходимость выработать общие стандарты использования слов «быстро» и «долго» в рекламе лекарственных препаратов, которым должно следовать сообщество фармацевтической индустрии и рекламной отрасли, не создавая при этом впечатление о гарантии излечения.

В настоящее время команда юристов юридической фирмы Goltsblat BLP подготовила проект Аналитического обзора практики ФАС России и судов по рекламе лекарственных средств и проект Рекомендаций, который будет представлен в ФАС России с целью выработки разъяснений в части рекламы безрецептурных лекарственных средств (как по использованию слова «быстро», так и по всем иным основным проблемам).

Работа над Аналитическим обзором и Рекомендациями велась по поручению и в тесном взаимодействии с крупнейшими профессиональными фармацевтическими ассоциациями: Ассоциацией международных фармацевтических производителей (AIPM), Ассоциацией европейского бизнеса (АЕБ), Ассоциацией российских фармацевтических производителей (АРФП) и Союзом профессиональных фармацевтических организаций (СПФО), а также более чем с 100 фармацевтическими компаниями и в диалоге с Ассоциацией коммуникационных агентств России (АКАР) и Национальным рекламным альянсом (НРА).

Контакты

По всем вопросам, связанным с публикациями, новостями и пресс-релизами, пожалуйста, обращайтесь:

Ксения Соболева

Руководитель направления по PR и коммуникациям

подписка

Получайте новости об изменениях в законодательстве с экспертными комментариями наших юристов и обзоры актуальных юридических вопросов в соответствии с теми областями права, которые представляют для вас интерес.