Законопроект о телемедицине принят в первом чтении

26.06.2017

Информационное письмо № 601

Юридическая фирма Goltsblat BLP сообщает о принятии 15 июня в первом чтении законопроекта № 174692-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационно-телекоммуникационных технологий и введения электронных форм документов в сфере здравоохранения" ("Законопроект"), призванного установить правовой режим использования телемедицинских технологий в Российской Федерации.

Широкому внедрению телемедицинских технологий в медицинскую систему препятствовали пробелы в правовом регулировании. В течение 2015–2016 гг. в публичной сфере обсуждалось несколько законопроектов о юридическом статусе телемедицинских технологий. Основные споры среди заинтересованных органов власти и общественности вызывало то, насколько телемедицинские сервисы могут заменить (или дополнить) существующие "физические" практики. Споры вызывали пределы внедрения и статус телемедицинских услуг, в частности возможность внедрения электронных рецептов и уравнивание виртуальных приемов у медицинских специалистов с классическим визитом в ЛПУ. Принятие Законопроекта в первом чтении является важным этапом в направлении закрепления юридического статуса и правил работы телемедицинских сервисов.

Законопроект определяет телемедицинские технологии достаточно широко. Это применяемые при оказании медицинской помощи информационно-коммуникационные технологии, обеспечивающие дистанционное взаимодействие участников информационного обмена в процессе оказания медицинской помощи, в том числе их идентификацию и обмен медицинской документацией в электронном виде.

Законопроект закрепляет, в числе прочего:

  • возможность проведения консультаций пациентов и медицинских работников, а также возможность организации взаимодействия между медицинскими работниками с применением телемедицинских технологий при оказании медицинской помощи;
  • признание результатов дистанционного мониторинга состояния здоровья пациентов;
  • возможность выдачи юридически значимых медицинских документов (заключений, справок, рецептов на лекарственные препараты и медицинские изделия, в том числе на лекарственные средства, содержащие наркотические и психотропные вещества) в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью;
  • в целях организации использования телемедицинских технологий – создание Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (далее - ЕГИСЗ). Предусмотрено, что правила функционирования ЕГИСЗ будут разработаны Правительством РФ.

Отметим, что значительный ряд вопросов относится законопроектом к ведению Правительства и ответственных органов исполнительной власти (предположительно ими могут стать Минздрав, Росздравнадзор и, в части некоторых аспектов, Минкомсвязь и/или Роскомнадзор).

В отсутствие подзаконной нормативной базы практическое внедрение более продвинутых телемедицинских сервисов может быть затруднено, ведь даже при наличии закона технические особенности и правила взаимодействия будут отсутствовать, а выведенный на рынок сервис может потребовать адаптации к требованиям принятых впоследствии подзаконных нормативных актов.

Мы усматриваем ряд положений, конкретизация которых в Законопроекте (а не в подзаконных актах) была бы желательна, в частности:

  • требует уточнения механизм обеспечения согласия пациентов с внесением их данных в ЕГИЗС и идентификации пользователей в ЕГИЗС;
  • не определены пределы доступа к информации, содержащейся в ЕГИЗС, для различных категорий пользователей ЕГИЗС, в том числе страховых организаций, фармацевтических организаций (это имеет критическое значение для признания аптечными организациями рецептов в электронной форме);
  • учитывая существование на рынке множества частных информационных систем в области здравоохранения, важно предусмотреть порядок информационного обмена и защиты данных пациентов при переходе (интеграции) к ЕГИЗС;
  • целесообразно конкретизировать требования к сервисам и товарам, получающим информацию о здоровье пациентов в режиме реального времени, а также способы и круг лиц, которые могут использовать результаты такого удаленного мониторинга данных о здоровье пациента;
  • необходимо установить сроки, к которым уполномоченные государственные органы должны будут разработать и ввести в действие необходимые подзаконные акты.

Согласно Законопроекту его положения должны вступить в силу с 1 января 2018 года, а в части выдачи рецептов на препараты, подлежащие предметно-количественному учету, – с 1 января 2019 года.

Поправки к законопроекту должны быть представлены не позднее середины июля 2017 г. Мы будем информировать Вас о рассмотрении Законопроекта и изменениях, которые он будет претерпевать.

Контакты

По всем вопросам, связанным с публикациями, новостями и пресс-релизами, пожалуйста, обращайтесь:

Ксения Соболева

Руководитель направления по PR и коммуникациям

подписка

Получайте новости об изменениях в законодательстве с экспертными комментариями наших юристов и обзоры актуальных юридических вопросов в соответствии с теми областями права, которые представляют для вас интерес.