Разъяснения Верховного Суда по спорам о защите чести, достоинства и деловой репутации

13.04.2016

Информационное письмо № 559

Юридическая фирма Goltsblat BLP сообщает, что 16 марта 2016 года Президиумом Верховного Суда РФ был утвержден "Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам о защите чести, достоинства и деловой репутации" (далее – Обзор).

Данный Обзор актуален не только для средств массовой информации и иных изданий, размещающих информацию о различных событиях, но и для любых компаний. В настоящее время нами отмечается существенное повышение количества споров, когда компании сами либо через третьих лиц распространяют недостоверную и негативную информацию о компаниях-конкурентах и их товарах через Интернет, письма, статьи и иными способами. Подобные недобросовестные действия могут пресекаться также с помощью правовых инструментов о защите чести, достоинства и деловой репутации, а Обзор содержит целый ряд полезных разъяснений и уточнений в отношении данных инструментов.

Необходимо учесть, что данный Обзор не отменяет, а дополняет ранее принятое Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.02.2005 № 3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц".

К наиболее значимым положениям Обзора можно отнести следующие положения:

1) Решение об удовлетворении иска о защите чести, достоинства и деловой репутации выносится судом в случае установления совокупности трех условий (преамбула Обзора):

  • сведения должны носить порочащий характер (доказывает истец);
  • сведения должны быть распространены (доказывает истец);
  • сведения должны не соответствовать действительности (презюмируется, обратное доказывает ответчик). 

2) Верховный Суд ориентирует на назначение экспертиз в сложных делах для решения вопроса о том, носят ли оспариваемые сведения порочащий характер (п. 5);

3) Если распространенные сведения, хотя и содержат отдельные неточности, но в целом соответствуют действительности, такие сведения правомерны (п. 7);

4) Ущерб деловой репутации организации может быть причинен распространением порочащих сведений о ее работниках (п. 12 Обзора);

5) Распространение ложных сведений о товарном знаке, под которым производится продукция юридического лица, умаляет деловую репутацию такого лица (п. 14 );

6) Владелец сайта обязан удалить несоответствующие действительности порочащие средства, даже если эти сведения размещены на сайте третьим лицом (п. 16);

7) Существенно облегчено доказывание убытков: убытки могут быть определены как разница между прибылью истца до распространения порочащих сведений о нем и после (п. 19);

8) Остался неразъясненным вопрос о возможности взыскания репутационного вреда в пользу компаний по аналогии с моральным вредом (преамбула Обзора).

Читать подробнее >

Контакты

По всем вопросам, связанным с публикациями, новостями и пресс-релизами, пожалуйста, обращайтесь:

Ксения Соболева

Руководитель направления по PR и коммуникациям

подписка

Получайте новости об изменениях в законодательстве с экспертными комментариями наших юристов и обзоры актуальных юридических вопросов в соответствии с теми областями права, которые представляют для вас интерес.