Изменения в режиме использования арендованных публичных земель

25.02.2015

Информационное письмо № 507, №7/7

Юридическая фирма Goltsblat BLP завершает серию кратких информационных сообщений о масштабных поправках в земельное законодательство, вступающих в силу с 1 марта 2015 г. Они введены Федеральным законом от 23 июня 2014 г. №171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – ФЗ № 171).

В этом сообщении речь пойдет об изменениях в режиме использования земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и арендованных гражданами и юридическими лицами.

Прежде всего, следует обратить внимание на более широкое применение предельных (минимальных и максимальных) сроков аренды (п. 8, 9 ст. 39.8 Земельного кодекса РФ). Так, например, если участок предоставляется в аренду для строительства или реконструкции здания или сооружения без проведения торгов, то договор аренды по выбору арендатора заключается на срок от трех до десяти лет. Если же договор аренды заключается на аукционе, то его срок будет как минимум равным двукратному нормативному сроку. Такой нормативный срок должен быть установлен уполномоченным федеральным органом власти, а до этого момента договор аренды будет заключаться на срок от пяти до сорока девяти лет по выбору органа власти, который распоряжается таким участком.

Поддерживая позицию Высшего Арбитражного Суда РФ (Постановление Президиума ВАС РФ от 25.06.2013 N 1756/13), законодатель установил, что внесение изменений в заключенный по результатам аукциона (или в случае признания аукциона несостоявшимся) договор аренды земельного участка, находящегося в публичной собственности, в части изменения видов разрешенного использования такого земельного участка не допускается (п. 17 ст. 39.8 Земельного кодекса РФ).

Кроме того, по общему правилу исключается преимущественное право арендатора публичного участка на заключение на новый срок договора аренды такого земельного участка без проведения торгов (п. 15 ст. 39.8 Земельного кодекса РФ).

Эти новеллы с очевидностью свидетельствуют о более жестком подходе законодателя к арендатору публичного участка: если он оказывается неспособным построить объект недвижимости, указанный в договоре аренды, то ему не удастся, как это часто происходит сейчас, изменить вид разрешенного использования участка и уступить права аренды иному лицу.

Мы будем внимательно следить за практикой применения ФЗ № 171 и информировать вас о важнейших событиях.

Контакты

По всем вопросам, связанным с публикациями, новостями и пресс-релизами, пожалуйста, обращайтесь:

Ксения Соболева

Руководитель направления по PR и коммуникациям

подписка

Получайте новости об изменениях в законодательстве с экспертными комментариями наших юристов и обзоры актуальных юридических вопросов в соответствии с теми областями права, которые представляют для вас интерес.