Антикризисный план Правительства РФ

05.02.2015
Информационное письмо № 501

Юридическая фирма Goltblat BLP сообщает о мерах правового характера в утверждённом Правительством Российской Федерации Плане первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году (далее – «Антикризисный план»).

Согласно данному плану в 2015 - 2016 годах будут реализованы в частности меры, направленные на активизацию структурных изменений в российской экономике, стабилизацию работы системообразующих организаций в ключевых отраслях, достижение положительных темпов роста и макроэкономической стабильности в среднесрочной перспективе.

Далее будет приведен ряд наиболее значимых правовых мер среди инициатив Правительства.

Меры в сфере укрепления финансовой стабильности.

Антикризисные меры направлены прежде всего на стабилизацию банковской системы путем предоставления дополнительных средств в целях докапитализации банков. Ряд мер предполагают поддержку предприятий, ведущих деятельность в реальном секторе экономики, осуществляющих инвестиционные проекты, ориентированных на осуществление импортозамещения, а также предприятий, представляющих российскую авиационную промышленность. Пакет антикризисных мер в банковской и финансовой сфере предполагает внесение поправок в Федеральный закон от 01.12.2014 № 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» для целей корректировки соответствующих статей расходов федерального бюджета.

В частности, предусматривается:

Докапитализация и поддержка системно значимых банков

Пункт 2 Антикризисного плана предполагает «докапитализацию системно значимых кредитных организаций за счет средств, предоставленных государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» в 2014 году». 

В соответствии с данным пунктом планируется принятие соответствующих решений государственной корпорацией «Агентство по страхованию вкладов» в срок до 30 января 2015 года.

27 декабря 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 26.12.2014 № 448-ФЗ «О внесении изменения в статью 23 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», согласно которому Правительству РФ было дано право осуществить имущественный взнос Российской Федерации в имущество государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» в размере до 1 трлн рублей путем передачи облигаций федерального займа.

Данная мера направлена на поддержание необходимого уровня кредитования банками организаций приоритетных отраслей экономики.

Пункт 3 Антикризисного плана предполагает осуществление «докапитализации российских банков с использованием средств Фонда национального благосостояния с целью реализации инфраструктурных проектов».

27 декабря 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 26.12.2014 № 449-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации». Данный Федеральный закон устанавливает, что до 10 процентов средств Фонда национального благосостояния (далее - «ФНБ») могут направляться в банки на финансирование самоокупаемых инфраструктурных проектов. На основании последующих решений Правительства РФ указанные средства могут размещаться в российских банках на субординированных депозитах (в субординированные облигации банков). Размещение средств допускается в кредитные организации, объем собственных средств которых не менее 100 млрд рублей.

Пункт 4 Антикризисного плана предполагает «предоставление государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (далее - «Внешэкономбанк»)» финансовых ресурсов за счет средств Фонда национального благосостояния».

Данный пункт закрепляет полномочия Правительства РФ принимать решения о предоставлении средств ФНБ Внешэкономбанку на основании федерального закона. 

Напомним, что возможность докапитализации указанной государственной корпорации из средств ФНБ была установлена в Федеральном законе от 21.07.2014 № 266-ФЗ «О внесении изменения в статью 96.10 Бюджетного кодекса Российской Федерации». 

Также соответствующие изменения были предусмотрены Федеральным законом от 21.07.2014 № 240-ФЗ «О внесении изменений в статьи 3 и 19 Федерального закона «О банке развития», установившим право Внешэкономбанка привлекать в депозиты средства ФНБ в порядке и на условиях, которые определяются Правительством Российской Федерации.

Увеличение объема государственных гарантий

Пункт 6 Антикризисного плана предполагает «увеличение в 2015 - 2017 годах объема государственных гарантий Российской Федерации по кредитам, привлекаемым юридическими лицами, отобранными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в целях проектного финансирования, предоставляемых в случае принятия Банком России решения об увеличении соответствующих лимитов».

Данный пункт предполагает принятие Федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон от 01.12.2014 № 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов». В частности, изменения могут быть внесены в «Программу государственных гарантий Российской Федерации в валюте российской федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», указанную в Приложении 39 к Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов».

Пункт 7 Антикризисного плана предполагает «увеличение объема государственных гарантий Российской Федерации по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым юридическими лицами, отобранными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, либо отдельными заемщиками, определенными Правительством Российской Федерации, на осуществление инвестиционных проектов либо на иные цели, установленные Правительством Российской Федерации, включая финансирование реструктуризации текущей задолженности».

Согласно данному пункту планируется принятие Федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон от 01.12.2014 № 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов». В частности, изменения могут быть внесены в «Программу государственных гарантий Российской Федерации в валюте российской федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», указанную в Приложении 39 к Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов».

Поддержка системообразующих предприятий

Пункт 8 Антикризисного плана предполагает «обеспечение предоставления государственных гарантий Российской Федерации по кредитам системообразующим организациям в течение не более 15 дней со дня принятия решения Правительственной комиссией по экономическому развитию и интеграции и ее рабочими группами».

Согласно данному пункту планируется разработать соответствующие постановления Правительства РФ. Данная мера направлена на обеспечение доступности кредитов и предотвращение банкротств системообразующих организаций реального сектора экономики.

Создание условий для использования ключевой ставки ЦБ

Пункт 10 Антикризисного плана предполагает «создание условий для использования при реализации отдельных мероприятий ключевой ставки Банка России в качестве базового индикатора при расчете параметров субсидирования процентной ставки по кредитам и осуществления иных мер экономической политики».

Данный пункт предполагает принятие Правительством РФ постановлений, устанавливающих порядок предоставления субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам.

С учетом изменения методики расчета рассматриваемых субсидий представляется возможным внесение изменений в Федеральный закон от 01.12.2014 № 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» в части определения размера расходов федерального бюджета.

На данный момент субсидии на возмещение части процентной ставки по кредитам рассчитываются на основании ставки рефинансирования (учетной ставки ЦБ РФ), равной 8,25% , соответственно, использование ключевой ставки Банка России, в размере 15% (установлена решением Совета директоров Банка России от 30.01.2015) , позволит повысить размер предоставляемых субсидий, что «обеспечит соответствие системы государственной поддержки состоянию кредитного рынка».

Финансирование производственной деятельности

Пункт 12 Антикризисного плана предполагает «формирование механизма предоставления из федерального бюджета предприятиям промышленности (в том числе организациям оборонно-промышленного комплекса - головным исполнителям государственного оборонного заказа и ключевым предприятиям кооперации), реализующих проекты импортозамещения, в том числе в рамках соответствующих программ, субсидий на компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях на пополнение оборотных средств и (или) финансирование текущей производственной деятельности».

Согласно данному пункту планируется принятие соответствующих постановлений и распоряжений Правительства РФ, направленных на укрепление положения предприятий промышленности, реализующим проекты импортозамещения. Для этих целей Правительство РФ предусмотрело финансирование в объеме 20 млрд рублей (без учета оборонно-промышленного комплекса).

Финансирование сельского хозяйства

Пункт 38 Антикризисного плана предполагает «корректировку механизма предоставления из федерального бюджета субсидий на компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях на пополнение оборотных средств и (или) на финансирование текущей производственной деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей».

Согласно данному пункту Правительством планируется принятие постановления, вносящего изменения в Постановление Правительства от 28.12.2012 № 1460, которое устанавливает правила выделения бюджетных ассигнований федерального бюджета на субсидирование процентных ставок по кредитам, полученным сельскохозяйственными товаропроизводителями.
Поддержка авиационной отрасли

Пункт 47 Антикризисного плана предполагает «целевое возвратное фондирование для финансирования поставки гражданских воздушных судов российского производства российским авиакомпаниям и рефинансирования текущих обязательств предприятий гражданской авиационной промышленности по кредитным договорам».

Меры, указанные в данном пункте, подразумевают принятие Правительством  соответствующего акта, на основании которого будет оказываться поддержка российским авиакомпаниям, использующим в своей операционной деятельности самолеты российского производства, а также российским предприятиям гражданской авиационной промышленности. Указанная поддержка выражается в предоставлении дополнительного финансирования, а также рефинансировании текущих обязательств компаний.

Пункт 49 Антикризисного плана предполагает «субсидирование части затрат на уплату процентных ставок по кредитам, полученным в российских банках и государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» по сделкам приобретения лизинговыми компаниями воздушных судов в 2008 - 2015 годах».

Согласно данному пункту Правительством планируется принятие постановления, регламентирующего порядок предоставления субсидий на возмещение части процентной ставки по кредитам лизинговых компаний, полученных для приобретения воздушных судов в 2008 - 2015 годах.

Данная мера окажет существенную поддержку российским авиакомпаниям. 

Пункт 50 Антикризисного плана предполагает «увеличение субсидирования организаций транспорта, осуществляющих региональные воздушные перевозки пассажиров на территории Российской Федерации, и формирование региональной маршрутной сети Российской Федерации в целях сохранения полетов по безальтернативным маршрутам в населенные пункты, где авиационный транспорт является единственным круглогодичным видом транспорта».

Согласно данному пункту Правительством планируется разработка специального акта. Данная мера направлена на увеличение объема перевозок на внутренних линиях.

Сфера государственных закупок

В сфере государственных закупок предлагается снизить финансовую нагрузку на участников закупок и обслуживающие их банки, путем ряда мер: от корректировки цены продукции и списания сумм штрафов и пеней до существенного авансирования поставок товаров (до 80%, а в ряде случаев до 100% суммы договора). Меры уже существующего долгосрочного планирования государственных закупок предлагается дополнить механизмом заключения долгосрочного контракта на поставку вновь создаваемой отечественной продукции.

Снижение финансовой нагрузки на участников закупок, авансирование

Пункт 9 Антикризисного плана направлен на «обеспечение в 2015 году исполнения государственных контрактов, снижения финансовой нагрузки на участников закупок, а также снижения нагрузки на банковскую систему».

1) Первой предусмотренной мерой станет «установление случаев и порядка предоставления государственными заказчиками отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)» поставщикам за не исполнение государственного контракта.

В настоящее время в ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о ФКС) уже внесена часть 6.1., согласно которой соответствующие случаи и порядок предоставления отсрочки будет определен Правительством. При этом, данное положение Закона о ФКС будет действовать до 1 января 2016 года.

2) Правительство установит «порядок изменения срока исполнения государственного контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги, и (или) количества товаров, работ, услуг, предусмотренных государственными контрактами, срок исполнения которых истекает в 2015 году».

Как следует из ч. 1.1. ст. 95 Закона о ФКС, в 2015 году уже допустимы такие изменения по соглашению сторон в порядке, установленном Правительством. Заказчик в ходе исполнения контракта должен обеспечить согласование с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) новых условий контракта.

Ранее изменение существенных условий контракта допускалось в ограниченном ряде случаев, в частности, когда возможность такого изменения была прямо предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом если без такого изменения становится невозможно исполнить контракт по независящим от сторон обстоятельствам.

3) Правительство определит «порядок и условия реструктуризации задолженности коммерческих банков, возникшей в связи с предъявлением требований к исполнению банковских гарантий, предоставленных в качестве обеспечения исполнения государственных контрактов».

Согласно части 11 статьи 96 Закона о ФКС, в 2015 году заказчик вправе осуществить реструктуризацию задолженностей коммерческих банков, возникшую в связи с предъявлением требований к исполнению банковских гарантий, предоставленных в качестве обеспечения исполнения контрактов (включая государственные контракты, муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу соответствующего изменения), в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации.

4) Правительство определит «дополнительные случаи, при которых государственный заказчик вправе, но не обязан устанавливать требование об обеспечении исполнения государственного контракта».

В настоящее время, согласно части 1 статьи 96 Закона о ФКС, исполнение государственных контрактов должно быть обеспечено. Согласно действующей редакции закона о ФКС к случаям, когда заказчик вправе, но не обязан, устанавливать требования об обеспечении исполнения относятся, в частности, закупки, где начальная (максимальная) цена контракта не превышает пятьсот тысяч рублей.

Пункт 11 Антикризисного плана предполагает «обеспечение права установления получателями средств федерального бюджета авансовых платежей по отдельным договорам (государственным контрактам) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг до 80 процентов суммы договора (до 100 процентов суммы договора в рамках государственного оборонного заказа), но не более 80 процентов лимитов бюджетных обязательств, доведенных на соответствующий финансовый год по соответствующему коду бюджетной классификации (при условии создания системы контроля за исполнением государственных контрактов)».

Основная цель  заключается в обеспечении стабильного финансирования организаций, участвующих в реализации государственных контрактов, за счет увеличения авансирования по таким контрактам до 80%, а в случаях оборонного заказа – до 100% суммы договора. Реализация этой меры предполагается через постановления Правительства и акты федеральных органов исполнительной власти. При этом пока не установлено, будут ли решения приниматься по группам поставщиков (например, через определение критериев для поставщика), либо это будут индивидуальные решения применительно к отдельным поставкам.

Долгосрочные государственные контракты

Пункт 15 Антикризисного плана предполагает «подготовку предложений о внесении изменений в Закон о ФКС, предусматривающих механизм заключения долгосрочных государственных контрактов с условиями создания и развития российского производства соответствующей продукции».
Таким образом, существующее планирование государственных закупок на очередной финансовый год и плановый период (в общей сложности на 3 года, иногда более) будет дополнено правовыми гарантиями для конкретных поставщиков товаров в виде долгосрочных договоров. Сроки таких контрактов также, видимо, составят 3 года, а в некоторых случаях и более.

Обязательствами со стороны государственного заказчика по таким договорам могут стать, например, частичное авансирование и (или) определенные гарантии закупки вновь создаваемой продукции в будущих периодах.

В таких контрактах должен быть отдельно решен вопрос о том, какой стороне государственного контракта будут принадлежать права на изобретение, полезную модель или промышленный образец, которые могут быть созданы при выполнении работ. Статья 1373 Гражданского кодекса предусматривает возможность альтернативного решения данного вопроса.

Антимонопольное законодательство и обращение лекарственных средств

Правительство в качестве меры либерализации антимонопольного надзора предлагает снизить контроль за деятельностью компаний с небольшой рыночной долей. Этот вектор уже частично нашел своё отражение в проходящем второе чтение пакете поправок в Федеральный закон «О защите конкуренции» (т.н. «четвертый антимонопольный пакет», законопроект № 602468-6). Одновременно Правительством предусматривается усиление ценового регулирования при обращении лекарственных средств и медицинских изделий, в том числе с введением регистрации предельных цен на отдельные виды медицинских изделий.

Некоторое снижение антимонопольного контроля

Пункт 25 Антикризисного плана предполагает «снижение избыточного антимонопольного контроля за счет: установления иммунитетов для предпринимателей, не обладающих значительной рыночной силой, в части запретов на злоупотребление доминирующим положением, заключения несущественных антиконкурентных соглашений»

На наш взгляд, ряд мер уже предложены в виде изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» в рамках «четвертого антимонопольного пакета». В частности, предусматривается исключение норм о злоупотреблении доминирующим положением хозяйствующими субъектами с долей менее 35%.

Кроме того, там же предлагается актуализировать имеющееся в Законе «О защите конкуренции» изъятие, допускающее заключение соглашений, которые могут содержать условия, ограничивающие конкуренцию, субъектами, чья доля на любом товарном рынке не превышает 20%.

Сокращение количества оснований для проведения внеплановых проверок ФАС России потребует внесения дополнительных поправок как в статью 25.1 Закона «О защите конкуренции», так и административный регламент ФАС России по исполнению государственной функции по проведению проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства Российской Федерации. Названные изменения также могут быть включены в «четвертый антимонопольный пакет» на этапе подготовки поправок ко второму чтению.

Усиление ценового регулирования при обращении лекарственных средств и медицинских изделий

Пункт 57 Антикризисного плана предполагает «внесение ив законодательство РФ об обращении лекарственных средств изменений, предусматривающих возможность разовой индексации цен нижнесреднего стоимостного сегмента препаратов, входящих в перечень ЖНЛВП, а также создание правовых оснований для регистрации государственных цен на медицинские изделия, имплантируемые в организм человека».

Реализация предложенных мер потребует внесения изменений как Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств», так и в «Правила государственной регистрации предельных отпускных цен…», утвержденные Постановлением Правительства  РФ от 29.10.2010 № 865. Законодатель предоставит производителям лекарственных средств «нижнесреднего» ценового сегмента право единовременно проиндексировать цены на такую продукцию. В тоже время на данном этапе не определено, какие ценовые диапазоны ограничат «нижнесредний ценовой сегмент», для которого предусмотрена возможность индексации цены. Напомним, что действующее законодательство допускает перерегистрацию (индексацию) цены один раз в год для всех групп лекарственных средств.

В отношении некоторых медицинских изделий, предполагается закрепить полноценный механизм регулирования цен, который затронет производителей имплантатов, как одной из наиболее дорогостоящих и часто закупаемых групп медицинских изделий. Можно предположить, что механика будет, в целом, схожа с регистрацией цен на ЖНВЛП.

Пункт 59 Антикризисного плана предполагает «введение ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств,  при наличии двух и более заявок на поставку товаров (в сфере лекарственных средств) и на допуск отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Для реализации данного пункта Правительству необходимо внести изменения в Приказ Минэкономразвития России от 25.03.2014 № 155 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», либо принять отдельное постановление Правительства. Предлагаемая мера направлена на стимулирование локализации производства лекарственных средств, в том числе и иностранными производителями. Напомним, что товары российского производства уже имеют 15%-ю ценовую преференцию на торгах, по сравнению с иностранными. 

Виды медицинских изделий, произведенных за рубежом, которые не могут быть допущены к закупке должны быть поименованы в указанном постановлении правительства. Аналогичные примеры в легкой промышленности и машиностроении показывают, что исключение проводится по видам продукции, в соответствии с кодами Общероссийского классификатора продукции ОК 034-2007 (КПЕС 2002).

Налоговое законодательство.

Первоочередные меры в отношении налогообложения направлены, главным образом, на поддержку малого предпринимательства и предусматривают, в частности, следующее: расширение перечня видов деятельности, в отношении которых возможно применение патентной системы налогообложения, уменьшение налогового бремени налогоплательщиков, применяющих УСН и ЕНВД, введение двухлетних «налоговых каникул» впервые зарегистрированным индивидуальным предпринимателям, занятым в сфере оказания производственных и бытовых услуг.  Также на 2015-2016 годы предполагается установление льготной 10% ставки по НДС в целях оказания дополнительной государственной поддержки осуществления внутренних воздушных перевозок и пригородного железнодорожного сообщения.

Пункт 26 Антикризисного плана предполагает «предоставление права субъектам Российской Федерации снижать ставки налога для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения «доходы», с 6 процентов до 1 процента».

Согласно данному пункту планируется внесение изменений во вторую часть Налогового кодекса РФ (впоследствии потребуется внесение соответствующих изменений в законы субъектов РФ) с целью высвобождения дополнительных оборотных и инвестиционных средств у предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения. 

Пункт 27 Антикризисного плана предполагает «расширение перечня видов деятельности, в рамках осуществления которых возможно применение патентной системы налогообложения».

Данный пункт также потребует внесения изменений во вторую часть Налогового кодекса РФ и впоследствии потребуется внесение соответствующих изменений в законы субъектов РФ с целью снижения налоговой нагрузки для предпринимателей, занимающихся мелкосерийным производством.

Пункт 28 Антикризисного плана предполагает «предоставление права субъектам Российской Федерации снижать в 2 раза максимальный размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода (с 1 млн. рублей до 500 тыс. рублей)»

В рамках исполнения данного пункта также будут внесены изменения во вторую часть Налогового кодекса РФ и потребуется внесение изменений в соответствующие законы субъектов с целью расширения практики применения патентной системы налогообложения и высвобождения дополнительных оборотных и инвестиционных средств у предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения. 

Пункт 29 Антикризисного плана предполагает «установление возможности уплаты самозанятыми гражданами налога в связи с применением патентной системы налогообложения и обязательных платежей по страховым взносам одновременно с их регистрацией в качестве индивидуальных предпринимателей по принципу «одного окна», а также введение особого порядка исчисления и уплаты налога на доход физических лиц и страховых взносов в государственные внебюджетные фонды для самозанятых граждан, осуществляющих определенные виды приносящей доход деятельности без привлечения наемных работников и не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей («патент для самозанятых граждан»)».

Для исполнения данной меры необходимо будет внести изменения во вторую часть Налогового кодекса РФ с целью упрощения процедур, связанных с применением патентной системы налогообложения самозанятым гражданам, снижение неформальной занятости в сфере малого предпринимательства.

Пункт 30 Антикризисного плана предполагает «предоставление права субъектам Российской Федерации снижать ставки налога для налогоплательщиков, применяющих систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, с 15 процентов до 7,5 процента».

В рамках исполнения данной меры потребуется внести изменения во вторую часть Налогового кодекса РФ (также потребуется внесение изменений в соответствующие законы субъектов) с целью высвобождения дополнительных оборотных и инвестиционных средств у микропреприятий, применяющих систему налогообложения в виде ЕНВД.

Пункт 32 Антикризисного плана предполагает «распространение права на применение 2-летних «налоговых каникул» всеми впервые зарегистрированными индивидуальными предпринимателями в сфере производственных и бытовых услуг».

Для целей осуществления данного пункта необходимо внести изменения во вторую часть Налогового кодекса РФ с целью снижения барьеров для старта предпринимательской деятельности самозанятыми гражданами.

Пункт 51 Антикризисного плана предполагает «оказание дополнительной государственной поддержки осуществления внутренних воздушных перевозок и пригородного железнодорожного сообщения, включая установление на 2015 - 2016 годы льготной ставки налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов».

Данная мера потребует внесения изменений во вторую часть Налогового кодекса РФ с целью стабилизации финансового состояния авиакомпаний и компаний, осуществляющих пригородные перевозки железнодорожным транспортом.

Транспортная отрасль. 

Пункт 22 Антикризисного плана предполагает «перенос вступления в силу требований в области транспортной безопасности в отношении отдельных видов транспортных объектов».

Согласно данному пункту, вероятно, планируется внесение изменений в Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», в части установления Правительством требований по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта. 

Виды транспорта при этом не конкретизируются, а изменения планируется принять в виде федерального закона. В то же время, необходимо учитывать, что безопасность ряда транспортных средств регулируется на наднациональном уровне. Так, специальные технические регламенты Таможенного союза регулируют вопросы безопасности колесных транспортных средств, маломерных судов, железнодорожного подвижного состава и высокоскоростного железнодорожного транспорта.

Пункт 43 Антикризисного плана предусматривает «стимулирование обновления парка транспортных средств в 2015 году (утилизация)».

Согласно данному пункту планируется принятие постановления Правительства, вероятно, регулирующего такие аспекты как субсидирование процентных ставок по кредитам для российских компаний, приобретающих транспортные средства (например, воздушные суда) по программе лизинга или регулирующие утилизационный сбор в отношении отдельных видов транспортных средств. Возможно внесение изменений в существующие акты Правительства РФ в данной сфере (например, постановление Правительства от 26 декабря 2013 г. № 1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств и шасси и о внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ»).

Ветеринарный контроль. 

Пункт 36 Антикризисного плана предполагает «пересмотр даты вступления в силу требований о необходимости оформления ветеринарных сопроводительных документов в отношении молока и молочной продукции».

Согласно данному пункту планируется внесение изменений в приказ Минсельхоза России от 17 июля 2014 г. № 281, утверждающего правила организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов на подконтрольные товары, включенные в Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю. Документ вступает в силу 1 марта 2015 г., однако, в части молока и молочных продуктов данный срок планируется отложить.

Внешнеторговая деятельность и таможенная политика.

Предлагается поддержка экспорта промышленной продукции за счет упрощения процедур предоставления государственных гарантий и субсидирования процентных ставок  ЗАО «Росэксимбанк» по кредитам, поддерживающим экспорт высокотехнологической продукции.

Пункт 17 Антикризисного плана предполагает «совершенствование системы предоставления государственных гарантий Российской Федерации в целях поддержки экспорта».

Осуществлять поддержку экспорта из Российской Федерации несырьевых и высокотехнологичных товаров планируется путем «упрощения условий и процедур предоставления государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте для оказания государственной поддержки экспорта промышленной продукции» и «расширения действия государственных гарантий Российской Федерации по обязательствам нефинансового характера (исполнение экспортного контракта)».

Ожидаемый результат от осуществления данной меры заключается в увеличении объема экспорта товаров и услуг с использованием государственных гарантий.

Пункт 18 Антикризисного плана предполагает «упрощение процедуры вывоза товаров, на которые не установлены запреты и ограничения, за счет ускорения и облегчения процедуры получения документов, подтверждающих отсутствие запретов и ограничений в отношении таких товаров».

В настоящее время декларанты товаров для вывоза обязаны предварительно получить такие документы и предъявлять их для подтверждения того, что вывозимые ими товары не запрещены и не ограничены к вывозу из Российской Федерации. Разработать порядок поручено ФТС России совместно с заинтересованными органами исполнительной власти.

Ожидаемый результат от осуществления данной меры заключается в освобождении лица от обязанности представлять указанные выше документы.

Докапитализация и субсидирование процентных ставок ЗАО «Росэксим»

Пункт 19 Антикризисного плана предполагает «предоставление государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» субсидии в виде имущественного взноса Российской Федерации на цели докапитализации закрытого акционерного общества Росэксимбанк» («ЗАО «Росэксим»)». 

В федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов уже заложена сумма в размере 10 млрд рублей на докапитализацию дочерней структуры ЗАО «Росэксимбанка» - ОАО «Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций». 

Таким образом, пункт 19 предполагает принятие Федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон от 01.12.2014 № 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» с целью учета суммы в размере 1 млрд рублей для целей докапитализации ЗАО «Росэксимбанк». 

Пункт 20 Антикризисного плана предполагает «субсидирование процентной ставки ЗАО «Росэксимбанк» по кредитам, выдаваемым в рамках поддержки экспорта высокотехнологичной продукции».

Согласно данному пункту планируется принятие Федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон от 01.12.2014 № 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» до 27 февраля 2015 года для отражения соответствующей статьи расходов федерального бюджета, а также разработку Правительством РФ акта, регулирующего порядок предоставления субсидий для возмещения части процентной ставки по кредитам, выдаваемым ЗАО «Росэксимбанку» в рамках поддержки экспорта высокотехнологичной продукции, в срок до апреля 2015 года.

Контакты

По всем вопросам, связанным с публикациями, новостями и пресс-релизами, пожалуйста, обращайтесь:

Ксения Соболева

Руководитель направления по PR и коммуникациям

подписка

Получайте новости об изменениях в законодательстве с экспертными комментариями наших юристов и обзоры актуальных юридических вопросов в соответствии с теми областями права, которые представляют для вас интерес.