Изменения законодательства в сфере обращения и маркировки пищевых продуктов

04.02.2015

Информационное письмо № 498

Юридическая фирма Goltsblat BLP сообщает об изменениях законодательства в сфере обращения и маркировки пищевых продуктов. В частности, ужесточается ответственность за обращение контрафактной продукции, продукции с недостоверной маркировкой, законодательно разрешается проведение внеплановых проверок без предварительного уведомления изготовителей пищевой продукции.

Производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции

С 1 января 2015 г. вступил в силу, за исключением отдельных положений, Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 490-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».

По ряду аспектов изменения носят концептуальный характер:

  1. С 1,5% до 0,5% снижен критерий содержания этилового спирта в пищевой продукции для отнесения такой продукции к категории спиртосодержащей;
  2. С 1,5% до 0,5% снижен критерий содержания этилового спирта, иной спиртосодержащей продукции или спиртосодержащих отходов производства этилового спирта в непищевой продукции (в том числе, парфюмерно-косметической) для отнесения такой продукции к категории спиртосодержащей;
  3. Дополнен понятийный аппарат, в том числе введены понятия «винодельческая продукция с защищенным наименованием места происхождения», «виноградник» и «реестр виноградных насаждений»;
  4. Вводится регулирование деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей (т.е. организаций, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств), признаваемых таковыми в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства») в сфере производства и реализации винодельческой продукции;
  5. Допускается полный цикл производства дистиллятов обособленным подразделением организации, использующим основное технологическое оборудование.

Ужесточение ответственности за оборот контрафактной продукции и контрабанду алкогольной продукции и табачных изделий

11 января 2015 г. вступил в силу Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 530-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления мер противодействия обороту контрафактной продукции и контрабанде алкогольной продукции и табачных изделий».

  1. Изменена редакция статьи 171.1 Уголовного кодекса. Ранее данный состав предполагал уголовную ответственность за отсутствие маркировки акцизными и специальными марками. Новая редакция состава включает производство, хранение, перевозку и реализацию товаров без маркировки, предусмотренной российским законодательством, если такая маркировка обязательна. Таким образом, существует риск, что отсутствие любой информации, предусмотренной для маркировки различных видов товаров в соответствующих законодательных актах, может повлечь уголовную ответственность.
  2. Внесены изменения в ст. 14.7 Кодекса об административных правонарушениях. Указанный состав правонарушения дополнен частью второй, предусматривающей штрафные санкции (для юридических лиц от ста до пятисот тысяч рублей) за введение потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара при производстве товара в целях сбыта либо при реализации товара.

Исключено предварительное уведомление производителей и продавцов пищевых продуктов о предстоящей проверке

31 декабря 2014 г. подписан Федеральный закон № 532-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия обороту фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и фальсифицированных биологически активных добавок», который исключает предварительное уведомление юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство и/ или оборот пищевой продукции, при проведении внеплановых проверок.

Изначально, указанные поправки в законодательство направлены на обеспечение безопасности биологически активных добавок, реализуемых в России наряду с лекарственными средствами.

Тем не менее, поскольку биологически активные добавки отнесены к категории пищевой продукцией, согласно Техническому регламенту Таможенного союза № 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», новые требования будут распространяться на изготовителей и продавцов различных видов пищевой продукции, которых больше не будут уведомлять о предстоящих проверках.

Изменения, внесенные в Федеральный закон от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», устанавливают, что биологически активные добавки могут быть фальсифицированы и закрепляют отсутствие необходимости уведомлять юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство и/ или оборот пищевой продукции, при проведении внеплановых проверок. Объектами проверки, наряду с торговыми точками и предприятиями, оказывающими услуги общественного питания, могут быть заводы, на которых изготавливается пищевая продукция.

В Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» также внесены соответствующие изменения, позволяющие, при осуществлении государственного контроля (надзора) в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, устанавливать другими федеральными законами особенности организации и проведения проверок.

Указанные изменения вступили в силу 23 января 2015 г.

Контакты

По всем вопросам, связанным с публикациями, новостями и пресс-релизами, пожалуйста, обращайтесь:

Ксения Соболева

Руководитель направления по PR и коммуникациям

подписка

Получайте новости об изменениях в законодательстве с экспертными комментариями наших юристов и обзоры актуальных юридических вопросов в соответствии с теми областями права, которые представляют для вас интерес.