Изменения в системе приобретения прав на публичные земли

21.01.2015

Информационное письмо № 494

Юридическая фирма Goltsblat BLP продолжает серию кратких информационных сообщений о масштабных поправках в земельное законодательство, вступающих в силу с 1 марта 2015 г. Они введены Федеральным законом от 23 июня 2014 г. №171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – ФЗ № 171).

В этом сообщении речь пойдет об изменениях в системе приобретения прав на публичные земли. Напомним, что действующая до 1 марта 2015 г. система приобретения прав на публичные земли для коммерческой застройки предусматривает только их предоставление в аренду и в собственность. Выбор титула и процедуры, по которой приобретается участок, зависит прежде всего, от определения вида разрешенного использования участка (путем предварительного согласования места размещения объекта или через градостроительную документацию).

Так, например, если публичные участки предоставляются в аренду путем предварительного согласования места размещения объекта, то эта процедура, исходя из закона, не предусматривает проведения торгов. Однако уже несколько лет судебная практика исходит из того, что по результатам информирования населения может объявиться иной претендент на земельный участок. В этом случае процедура предварительного согласования места размещения объекта должна прекратиться, и право аренды выставляется на торги. Такая практика, безусловно, крайне отрицательно сказывается на планах застройщиков, породила многочисленные злоупотребления со стороны властей и «гринмэйлеров».

Новое законодательство расценивает аукцион как общее правило приобретения прав на публичные земли для строительства коммерческой недвижимости с гораздо более детальным регулированием соответствующих процедур. На безторговое приобретение публичных земель можно будет рассчитывать только в ограниченном числе случаев, исчерпывающим образом описанных в Земельном кодексе РФ (например, п. 2 ст. 39.6). В частности, речь идет о масштабных инвестиционных проектах, подпадающих под критерии, установленные на федеральном и региональном уровнях. Органы местного самоуправления и государственной власти, которые распоряжаются землями, находящимися в публичной собственности, лишаются права устанавливать перечень случаев, когда предоставление участков осуществляется исключительно на торгах (п. 1.1. и 1.2. ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации действуют до 1 марта 2015 г.).

Важно отметить, что помимо предоставления участков в аренду и собственность, вводится возможность заключения соглашения о сервитуте, а также использования участка без предоставления и сервитута. Выбор того или иного способа приобретения права на использование публичных земель (например, заключение договора аренды или соглашения об установлении сервитута) будет зависеть, прежде всего, от самой намечаемой деятельности. Кроме того, новый по своей сути институт перераспределения земель означает дополнительные возможности приобретения публичных земель для частных собственников земельных участков.

Через неделю мы расскажем более подробно об использовании публичных земель без предоставления земельных участков и установления сервитута.

Контакты

По всем вопросам, связанным с публикациями, новостями и пресс-релизами, пожалуйста, обращайтесь:

Ксения Соболева

Руководитель направления по PR и коммуникациям

подписка

Получайте новости об изменениях в законодательстве с экспертными комментариями наших юристов и обзоры актуальных юридических вопросов в соответствии с теми областями права, которые представляют для вас интерес.