Опубликован проект разъяснений ФАС России по порядку и методике анализа соглашений о совместной деятельности

04.06.2013

Юридическая компания Goltsblat BLP сообщает, что 4 июня 2013 года Федеральная антимонопольная служба (далее – ФАС России) опубликовала проект Разъяснений по порядку и методике анализа соглашений о совместной деятельности (далее - Разъяснения)[1].

Указанные Разъяснения разработаны в целях определения единых подходов к осуществлению анализа проектов соглашений о совместной деятельности (далее - Соглашения), требующих получения предварительного согласия антимонопольного органа в соответствии со ст. 27[2], 28 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) или представленных в антимонопольный орган в целях проверки соответствия Соглашения требованиям антимонопольного законодательства в соответствии со ст. 35 Закона о защите конкуренции.

Разъяснения распространяются исключительно на Соглашения между конкурентами или потенциальными конкурентами, которые могут привести к ограничению конкуренции на рынке, а именно к последствиям указанным в ч. 1 и ч. 4 ст. 11 Закона о защите конкуренции.

При этом, под Соглашением понимаются заключенные по российскому или зарубежному праву соглашения между хозяйствующими субъектами, включая соглашения, предусматривающие создание нового юридического лица или совместное участие сторон в существующем юридическом лице (далее – СП), и иные соглашения, опосредующие совместную деятельность сторон и соответствующие следующим критериям:

· стороны такого Соглашения объединяют ресурсы для достижения целей совместной деятельности и/или осуществляют взаимные инвестиции в целях достижения целей совместной деятельности;

· стороны совместно несут риски, связанные с совместной деятельностью;

· информация об осуществлении совместной деятельности или создании СП является публичной.

Важно отметить, что в Разъяснениях урегулирован один из ключевых аспектов совместной деятельности, а именно отказ сторон Соглашения от конкуренции друг с другом или с СП на товарном рынке, на котором стороны планируют осуществлять совместную деятельность и/ или создать СП, либо на смежных с ним рынках, в том числе отказ от деятельности на определенной территории. Так, например, может признаваться допустимым отказ от производства товара аналогичного товару производимому СП, отказ от самостоятельной реализации товара на соответствующем рынке, отказ от приобретения акций/ долей в уставном капитале компаний осуществляющих деятельностью аналогичную деятельности СП в границах одного рынка.

Вместе с тем для того чтобы положения о неконкуренции могли быть признаны допустимыми, они должны отвечать ряду критериев (общие критерии допустимости):

· соответствовать целям совместной деятельности;

· распространяться только на те рынки, на которых действуют стороны рассматриваемого Соглашения в рамках совместной деятельности;

· ограничиваться временным периодом, необходимым для обеспечения возврата инвестиций сторон Соглашения и получения ими прибыли[3];

· не предусматривать обмен информацией, которая может облегчить поддержание картеля или осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий (в частности, информацией о ценах, издержках, загрузке мощностей, объемах выпуска и т.д.).

Помимо вышеуказанных общих критериев, для признания Соглашения допустимым, требуется также провести оценку и ряда других обстоятельств, а именно: рыночных долей сторон Соглашения на соответствующем товарном рынке, возможности сторон Соглашения устранить или ограничить конкуренцию, иных возможных последствий реализации Соглашения, а также соответствия положений о неконкуренции целям совместной деятельности.

В соответствии с Разъяснениями, недопустимыми являются Соглашения способные привести к устранению конкуренции. О возможности наступления такого последствия может свидетельствовать наличие совокупной доли сторон Соглашения более 35% на соответствующем товарном рынке, его высокая концентрация, а также высокие барьеры входа и импорта. В случае, если какой-либо из вышеуказанных критериев не выполняется, предполагается, что риск устранения конкуренции является невысоким, однако реализация Соглашения может повлечь ее ограничение. В таком случае должен проводиться дополнительный анализ с целью выяснения насколько такое ограничение соответствует положительному эффекту от его реализации.

Если совокупная доля сторон соглашения не превышает 35% или стороны раннее не являлись участниками соответствующего рынка, то по общему правилу реализация соглашения не может привести к устранению или ограничению конкуренции. В такой ситуации положения о неконкуренции должны соответствовать лишь общим критериям их допустимости (см. выше).

По результатам анализа Соглашения, помимо вынесения решений об отказе либо удовлетворении ходатайства, сторонам также может быть выдано предписание об осуществлении действий, направленных на ограничение конкуренции и/ или о приведении положений Соглашения о неконкуренции в соответствие с общими требованиями к их допустимости.

Для получения более подробной информации о Разъяснениях, Вы можете обратиться к Николаю Вознесенскому или Андрею Неминущему.



[1] Разъяснения были предварительно одобрены Президиумом ФАС России 29 мая 2013 года

[2] Ст. 27 Закона о защите конкуренции должна быть дополнена в части обязанности получения согласия ФАС России на заключение Соглашения при достижении соответствующих порогов по стоимости активов

[3] По общему правилу максимальный срок такого ограничения составляет 7 лет. В случае необходимости установления более длительного срока, ФАС России может запросить дополнительное экономическое обоснование, а также провести опрос участников рынка и/ или экспертов.

Контакты

По всем вопросам, связанным с публикациями, новостями и пресс-релизами, пожалуйста, обращайтесь:

Ксения Соболева

Руководитель направления по PR и коммуникациям

подписка

Получайте новости об изменениях в законодательстве с экспертными комментариями наших юристов и обзоры актуальных юридических вопросов в соответствии с теми областями права, которые представляют для вас интерес.