Правовые новости

07.05.2013

В России могут появиться производственные советы предприятий

На рассмотрение Государственной Думы внесен законопроект, вносящий изменения в ст. 22 Трудового кодекса РФ. В соответствии с этим проектом, работодателю предлагается возможность создания в организации производственных советов из числа «передовиков производства». Совет должен представлять собой консультативный орган, вносящий предложения о совершенствовании организационной структуры предприятия, повышении производительности труда. При этом советы не будут уполномочены на решение вопросов представительства интересов работников и защиты социально-трудовых прав.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Ольга Владимировна Федченко,
юрист практики трудового права
Goltsblat BLP

Учитывая то обстоятельство, что ранее необходимость создания производственных советов никогда не обсуждалась широкой общественностью, а идея их создания даже не упоминалась, то первый вопрос, который возникает при прочтении законопроекта —зачем нам в России нужны производственные советы? Чтобы ответить на этот вопрос, имеет смысл обратиться к опыту таких советов за рубежом, в частности в Германии, и на то, какую пользу они приносят трудовому коллективу. При существующем там законодательстве производственный совет — это вполне «жизнеспособный организм», который, по сути, выполняет функции первичной профсоюзной организации, если таковая отсутствует на предприятии. При этом законодательство Германии предполагает две формы представительства работников: профсоюзы и производственные советы и их функции четко разделены.

Производственные советы решают рутинные вопросы: начало рабочего дня; возможность введения гибкого графика; определяют потребность в спецодежде и осуществляют ее выбор; решают вопросы о том, где можно курить сотрудникам и др. Российское трудовое законодательство уже предусматривает несколько форм представительства работников — профессиональные союзы и иные представители работников (ст. 31 ТК РФ). При этом на тех предприятиях, где действует профсоюзная организация, как правило, заключены коллективные трудовые договоры и с их помощью решаются многие вопросы, в том числе связанные с графиком, трудовым распорядком и иные. Таким образом, аналог немецких производственных советов уже существует в России. Более того, ст. 21 ТК РФ закрепляет право работника на участие в управлении организацией, которое достаточно подробно регламентируется гл. 8 ТК РФ. На данном этапе законопроект можно охарактеризовать всего лишь как идею создания производственных советов, которая не имеет под собой какой-либо объективной необходимости и которой нельзя дать какой-либо более или менее конкретной оценки. Для того, чтобы производственные советы в России были жизнеспособными, внесения изменений только в ст. 22 ТК РФ недостаточно. Необходимо законодательно закрепить полномочия этого органа, четко отграничить их от полномочий первичной профсоюзной организации, что в свою очередь потребует внесения изменений в гл. 58 ТК РФ и в Федеральный закон № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».

Министерство труда намерено оптимизировать процедуру проведения плановой аттестации рабочих мест

Минтруда России был издан приказ от 12.12.12 № 590н (далее – Приказ), в соответствии с которым упраздняется обязанность работодателя проводить аттестацию каждые 5 лет, если рабочее место не было признано вредным или опасным. Это изменение, в первую очередь, касается офисных работников.
В остальных случаях аттестация должна проводиться только по требованию работника или профсоюза. Изменения не коснутся первичной аттестации, которая будет по-прежнему необходима при создании нового рабочего места.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Юрий Михайлович Иванов,
юрист практики трудового права
Goltsblat BLP

Данные нововведения вызывают определенные вопросы. Новой редакцией п. 4 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (далее — Порядок) предлагается проводить аттестацию, в том числе, вновь организованных рабочих мест, трудовая функция на которых предусматривает работу с оборудованием, механизмами, машинами, работу с источниками опасности и т. д. При этом не совсем понятно, подлежат ли аттестации рабочие места, которые, хотя и являются «вновь организованными», но на которых не осуществляется работа с оборудованием, механизмами, машинами и с источниками опасности.

Во-вторых, используемые в упомянутом приказе термины — «оборудование», «механизмы», «источники опасности», «используемые периодически» являются неопределенными и позволяют практически любое рабочее место сделать подлежащим периодической аттестации.

 В-третьих, неясность в вопросе о проведении внеплановой аттестации и, как следствие, возможность получения абсолютно обратного эффекта тому, который декларируется Минтрудом. Пунктами 3 и 4 Приказа в порядок аттестации добавляются новые, ранее отсутствовавшие, основания для проведения внеплановой аттестации рабочих мест по условиям труда: прямое обращение к работодателю от работника, профсоюза или иного представительного органа работников и предписание государственной инспекции труда.

При этом, как в отношении обращений, так и в отношении предписаний, не введены критерии их предъявления, не установлены минимальные ограничения по времени от даты проведения предыдущей, в том числе внеплановой, аттестации, не установлено никаких оснований для отклонения такого обращения или предписания. Более того, не установлено даже разумных критериев «недовольства» рабочим местом. Все это создает возможность злоупотребления правом как со стороны органов исполнительной власти, так и со стороны работников и их объединений, создает риск излишних аттестаций рабочих мест с соответствующим отвлечением ресурсов. Более того, поскольку аттестация рабочих мест осуществляется за счет работодателя, то расходы, которые раньше нес чем-либо недовольный инициатор внеплановой проверки, теперь целиком лягут на работодателя.

Даже с учетом вышеуказанных (отнюдь не исчерпывающих) недостатков принятого нормативного акта, очевидно, что изменения, вводимые Минтрудом России в порядок аттестации рабочих мест, крайне неоднозначны и нуждаются в серьезной доработке.

Контакты

По всем вопросам, связанным с публикациями, новостями и пресс-релизами, пожалуйста, обращайтесь:

Ксения Соболева

Руководитель направления по PR и коммуникациям

подписка

Получайте новости об изменениях в законодательстве с экспертными комментариями наших юристов и обзоры актуальных юридических вопросов в соответствии с теми областями права, которые представляют для вас интерес.