Рекомендации дистрибьюторам и производителям автомобильной продукции в Российской Федерации.

05.10.2012

В сентябре этого года Федеральная антимонопольная служба опубликовала рекомендации производителям автомобилей и их дистрибьюторам в Российской Федерации1. Тем самым антимонопольная служба в очередной раз продемонстрировала, что служба последовательно предпринимает шаги к корректировке правил игры на рынке продаж автомобилей и созданию, по мнению антимонопольного органа, прозрачной системы отношений между всеми его участниками.

Рекомендации подготовлены антимонопольным органом после длительного процесса анализа договорной практики большинства производителей автомобилей (импортеров, дистрибьюторов) и их дилеров, а также разноформатных обсуждений проблем рынка с его участниками, в том числе, в рамках рабочей группы при экспертном совете ФАС России по развитию конкуренции в сфере реализации и сервисного обслуживания легковых автомобилей. Опубликовав приведенные ниже рекомендации, антимонопольная служба во многом суммировала выдвигавшиеся ей ранее претензии к производителям автомобилей, не приняв во внимание большинство аргументов самих автопроизводителей.

Следует отметить, что использованная антимонопольным органом форма изложения своих предложений игрокам рынка – «рекомендации» - прямо не предусмотрена законом о защите конкуренции и не является обязательной к исполнению тем, к кому она обращена. Более того, очевидно, что подавляющее большинство опубликованных рекомендаций антимонопольного органа проистекает из предположения, что все автопроизводители являются доминирующими игроками на каком-либо из товарных рынков. На наш взгляд, данный тезис небесспорен. Вопрос возможного доминирования автопроизводителей на соответствующем товарном рынке должен решаться отдельно в каждом конкретном случае при проведении анализа рынка.

Далее приведены сами рекомендации:

1. Установить сроки действия дилерских соглашений не менее 5 лет или на неопределенный срок для официальных дилеров, инвестировавших в развитие дилерского бизнеса существенные капиталовложения при длительных сроках окупаемости;

2. В случаях расторжения дилерских соглашений, детально мотивировать инициативной стороной причины расторжения в письменном виде;

3. Не осуществлять действия, приводящие к установлению цены перепродажи автомобильной продукции для официального дилера, за исключением случая установления максимальной цены перепродажи; 

4. Не создавать дискриминационных условий определенным дилерам внутри одной дилерской сети (недопоставка автомобилей, поставка только не ликвидных моделей, одностороннее изменение условий поставки, требование дополнительных инвестиций в оборудование, помещения, установление 100 % предоплаты продукции и пр.);

5. Не допускать необоснованных отказов независимым автосервисам в поставках оригинальных запасных частей, аксессуаров и расходных материалов, а также в праве доступа к информационным базам (электронные каталоги запасных частей, расходных материалов и аксессуаров), позволяющим качественно осуществлять ремонт и техническое обслуживание автомобилей; не устанавливать дискриминационную цену продажи оригинальных запасных частей, аксессуаров и расходных материалов и права доступа к информационным базам, за исключением случаев, когда есть экономическое обоснование установления разной цены;

6. Не препятствовать организации сервисных центров по стандартам автопроизводителя без продажи автомобилей, а также организации продажи автомобилей по стандартам автопроизводителя без строительства сервисного центра (разделение продажи и сервисного обслуживания);

7. Разработать документ, регламентирующий взаимодействие с потенциальными контрагентами, содержащий в том числе, требования, предъявляемые к потенциальным контрагентам, порядок предоставления контрагентами документов, процедуры и сроки принятия решений о заключении или об отказе в заключении дилерских договоров.

Еще раз отметим, что сам факт опубликования рекомендаций не означает, что участники рынка должны незамедлительно менять сложившиеся правила игры. Вместе с тем данные рекомендации могут стать еще одним аргументом в пользу внесения в деловую практику автопроизводителей и их дистрибьюторов определенных изменений, которые могут способствовать большей открытости рассматриваемого рынка и снижению риска предъявления претензий со стороны антимонопольного органа.

Опубликование рекомендаций ФАС России должно послужить основанием для продолжения дискуссии между игроками автомобильного рынка и антимонопольной службой.


 На дату составления номера указанные рекомендации размещены на сайте Федеральной антимонопольной службы по адресу: http://fas.gov.ru/clarifications/clarifications_30389.html

Контакты

По всем вопросам, связанным с публикациями, новостями и пресс-релизами, пожалуйста, обращайтесь:

Ксения Соболева

Руководитель направления по PR и коммуникациям

подписка

Получайте новости об изменениях в законодательстве с экспертными комментариями наших юристов и обзоры актуальных юридических вопросов в соответствии с теми областями права, которые представляют для вас интерес.