Правовые и организационные основы национальной платежной системы.

21.07.2011

Информационное письмо № 249.

Юридическая фирма Goltsblat BLP сообщает, что приняты:

  • Федеральный закон от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ «О национальной платежной системе»;
  • Федеральный закон от 27 июня 2011 года № 162-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О национальной платежной системе».

Эти федеральные законы вступают в силу 29 сентября 2011 г., хотя их значительная часть вступит в силу в более поздние сроки. 

Названные законы устанавливают в российском законодательстве правовые и организационные основы национальной платежной системы, регулируют порядок оказания платежных услуг, в том числе осуществления перевода денежных средств, использования электронных средств платежа, деятельность субъектов национальной платежной системы, а также требования к организации и функционированию платежных систем, порядок надзора и наблюдения в национальной платежной системе.

Сама национальная платежная система определяется как совокупность операторов по переводу денежных средств (в том числе электронных), банковских платежных агентов (субагентов), платежных агентов, организаций федеральной почтовой связи, операторов платежных систем, операторов услуг платежной инфраструктуры. Указанные лица осуществляют переводы денежных средств и оказывают платежные услуги в порядке и на условиях,  определенных названными и иными федеральными законами и принятыми в их исполнение актами Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, а также Банка России.

В рамках национальной платежной системы допускаются переводы денежных средств как с открытием, так и без открытия банковского счета, в том числе с использованием электронных денежных средств, которые впервые становятся законным средством безналичных расчетов в России. Переводы электронных денежных средств осуществляются кредитными организациями (включая небанковские), обладающими специальной лицензией Банка России. Однако в отличие от кредитных организаций операторам электронных денежных средств запрещается осуществлять начисление процентов, а равно выплату иных вознаграждений клиентам по их остатку на счете.

Получателями и плательщиками электронных денег могут быть как граждане, так и юридические лица.

Устанавливаются лимиты по объему операций, не требующих идентификации в соответствии с законодательством о противодействии легализации преступных доходов.

Инфраструктура платежной системы включает в себя расчетный центр, платежно-клиринговый центр и процессинговый центр. В силу специального требования расчетный и платежно-клиринговый центры должны находиться на территории России, но процессинговый центр может быть расположен и за её пределами, что позволит взаимодействовать с международными платежными системами (Visa, Mastercard и др.) с минимальными издержками.

При этом все платежные системы, действующие в России, обязаны обеспечить соответствие требованиям российских законов, в том числе утверждать по согласованию с Банком России правила платежной системы и изменения к ним, а также обеспечить соблюдение банковской тайны и организовать систему защиты информации (в том числе персональных данных).

В числе иных содержательных особенностей можно назвать следующие:

  • установлены нормативные требования, предъявляемые к субъектам платежной системы и механизмам взаимодействия между ними при оказании услуг клиентам;
  • определены критерии отнесения платежных систем к системно и социально значимым, а также специальные требования к осуществлению ими деятельности;
  • предусмотрено, что в целях обеспечения исполнения принятых обязательств перед клиентами и поддержания финансовой стабильности каждая из платежных систем должна утвердить организационную модель управления рисками в платежной системе, а также сформировать гарантийный фонд платежной системы;
  • вводится форма расчетов платежными требованиями с возможностью ее применения в целях перевода по требованию получателя средств (прямого дебетования), в том числе в сфере расчетов с использованием электронных денежных средств;
  • заложены основы регулирования платежей с использованием денежных средств абонентов операторов сотовой связи (мобильных платежей);
  • подробно регламентирована деятельность платежных агентов и субагентов.

Соответствующие изменения внесены в законы о банках и банковской деятельности, о Центральном банке, о противодействии легализации преступных доходов, о связи и другие.

Так, согласно изменениям в Налоговый кодекс РФ предусмотрены процедуры уведомления об открытии счетов электронных денежных средств и приостановления операций по таким счетам, взыскания налогов, сборов, пеней и штрафов за счет электронных денежных средств (в том числе в иностранной валюте), а также обязанности банков по предоставлению налоговым органам информации о таких счетах и корреспондирующая ответственность. В целом правовой режим счетов электронных денежных средств для целей налоговых отношений аналогичен порядку регулирования в отношении банковских счетов.

Для получения дополнительной информации обращайтесь, пожалуйста:

к Александру Смирнову,
Руководителю коммерческой практики, Goltsblat BLP,
тел.: +7 (495) 287 44 44,
электронная почта: info@gblplaw.com

Контакты

По всем вопросам, связанным с публикациями, новостями и пресс-релизами, пожалуйста, обращайтесь:

Ксения Соболева

Руководитель направления по PR и коммуникациям

подписка

Получайте новости об изменениях в законодательстве с экспертными комментариями наших юристов и обзоры актуальных юридических вопросов в соответствии с теми областями права, которые представляют для вас интерес.