Новый порядок анализа состояния конкуренции на товарном рынке.

21.09.2010

Информационное письмо № 173.

Юридическая фирма «Гольцблат БЛП» сообщает, что принят приказ Федеральной антимонопольной службы от 28 апреля 2010 г. № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», который вступил в силу 3 сентября 2010 года. В этой связи признаны утратившими силу приказы ФАС России об определении доминирующего положения хозяйствующих субъектов на конкретных товарных рынках, а также прежний Порядок проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке от 25 апреля 2006 года.

Новый Порядок применяется при анализе состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующих субъектов на конкретном товарном рынке и выявления иных случаев недопущения, ограничения или устранения конкуренции. Не требуется проведение анализа конкуренции при определении доминирующего положения хозяйствующего субъекта естественной монополии, а также при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства по определенным статьям Федерального закона «О защите конкуренции».

Установлено 9 этапов проведения анализа состояния конкуренции:

  • Временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.
  • Определение продуктовых границ товарного рынка (то есть процедура выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров, обращающихся на одном и том же товарном рынке) включает предварительное определение товара, выявление свойств приобретаемого товара и потенциально взаимозаменяемых товаров, определение взаимозаменяемых товаров. Отсутствует нормативная обязанность использовать конкретный метод определения границ. Однако когда предполагаемое нарушение антимонопольного законодательства рассматривается применительно к покупателю продукции (монопсония), определяющим в вопросе взаимозаменяемости продукции должно выступать мнение продавца.
  • Определение географических границ товарного рынка (то есть границ территории, на которой приобретатель приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами) включает предварительное определение географических границ, выявление экономических ограничений возможности приобретения товара и определение территорий, входящих в географические границы. Более не предусматривается разделение товарных рынков на федеральный, межрегиональные, региональные, местные или локальные, что дает антимонопольному органу известную свободу при определении географических границ рынка.
  • При определении хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, в их состав включаются те, которые реализуют в его границах данный товар в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка, а также могут быть включены лица, которые в течение года могут войти на данный товарный рынок (потенциальные продавцы).
  • Расчет объема товарного рынка (то есть общего объема товарной массы в обороте за определенный период времени в продуктовых и географических границах данного рынка) и долей хозяйствующих субъектов на рынке осуществляется прежде всего на основании объема продаж (поставок, отгрузок). Иные показатели (объем выручки, перевозок, производства, производственных мощностей, запасов ресурсов, товара по договорам) используются в тех случаях, когда они позволяют более точно охарактеризовать положение хозяйствующих субъектов на данном рынке с точки зрения конкуренции.
  • Для определения уровня концентрации товарного рынка используются коэффициент рыночной концентрации (CR), индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) и иные показатели рыночной концентрации.
  • Определение барьеров входа на товарный рынок (то есть экономических, административных и других обстоятельств или действий, препятствующих или затрудняющих и ограничивающих хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке) включает выявление наличия (или отсутствия) барьеров входа и определение преодолимости выявленных барьеров входа на данный товарный рынок.
  • Оценка состояния конкуренции на товарном рынке включает заключение о том, к какому виду рынков относится данный товарный рынок (к рынку с развитой конкуренцией, с недостаточно развитой конкуренцией или с неразвитой конкуренцией), и в установленных случаях оценку перспективы изменения конкуренции на этом товарном рынке.
  • Завершающим этапом является составление аналитического отчета, в котором приводятся результаты проведенного анализа состояния конкуренции на товарном рынке.

Особо оговорено, что в случае анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта при формировании реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение по другим установленным основаниям, определение уровня концентрации товарного рынка, определение барьеров входа на товарный рынок и оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке могут не проводиться.

Для получения дополнительной информации обращайтесь, пожалуйста:

к Николаю Вознесенскому,
Старшему юристу,
Корпоративная практика / слияния и поглощения,
«Гольцблат БЛП»,
тел.: +7 (495) 287 44 44,
электронная почта: info@gblplaw.com

Контакты

По всем вопросам, связанным с публикациями, новостями и пресс-релизами, пожалуйста, обращайтесь:

Ксения Соболева

Руководитель направления по PR и коммуникациям

подписка

Получайте новости об изменениях в законодательстве с экспертными комментариями наших юристов и обзоры актуальных юридических вопросов в соответствии с теми областями права, которые представляют для вас интерес.