Устранение некоторых законодательных препятствий к реализации концессионных проектов в отношении систем коммунальной инфраструктуры.

27.08.2010

Информационное письмо № 170.

Юридическая фирма Goltsblat BLP сообщает, что 6 июля 2010 г. вступил в силу Федеральный закон от 2 июля 2010 г. № 152-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - «Закон»). Принятие Закона направлено на устранение некоторых законодательных препятствий к реализации концессионных проектов в отношении систем коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства, а также на защиту интересов кредиторов, осуществляющих финансирование данных проектов. Кроме того, Законом предпринята попытка предоставить концессионерам и их кредиторам гарантии в части установления цен (тарифов) и (или) надбавок к ним.

Основные изменения заключаются в следующем:

1. Уточнено, что объектом концессионного соглашения может выступать не только недвижимое имущество (как это было до внесения изменений), но и одновременно недвижимое  и движимое имущество, технологически связанное между собой и предназначенное для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением.

2. Закреплено новое правило, согласно которому в случае, если объектом концессионного соглашения являются системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, такой объект на момент его передачи может принадлежать государственному или муниципальному предприятию на праве хозяйственного ведения.  Это связано с тем, что большинство объектов коммунальной инфраструктуры в Российской Федерации находятся в хозяйственном ведении специализированных предприятий. До внесения изменений в законодательстве содержалась императивная норма о том, что объект концессионного соглашения должен быть свободен от прав третьих лиц, что создавало препятствия для заключения концессионных соглашений в отношении систем коммунальной инфраструктуры, находившихся в ведении указанных предприятий. 

Предусмотрено, что указанные государственные и муниципальные унитарные предприятия осуществляют отдельные полномочия концедента, в том числе передают концессионеру права владения и пользования недвижимым имуществом, входящим в объект концессионного соглашения, а также права на земельные участки, арендаторами которых эти предприятия являются. До внесения изменений законодательство не позволяло государственным и муниципальным унитарным предприятиям сдавать земельные участки в субаренду или передавать права и обязанности по договорам аренды третьим лицам.

3. Также предусмотрено, что при заключении концессионного соглашения в отношении объектов коммунального хозяйства права концессионера по концессионному соглашению могут использоваться для обеспечения исполнения обязательств концессионера перед кредиторами в случая привлечения концессионером кредитных средств.

В случае неисполнения концессионером своих обязательств перед кредитором осуществляется замена концессионера  в концессионном соглашении на иное лицо, для чего концедентом проводится конкурс. Необходимым условием данного конкурса является обязательство победителя по исполнению обязательств концессионера перед  кредитором в порядке и на условиях, согласованных с кредитором.

Закреплено, что данный способ обеспечения исполнения обязательств может быть использован только в отношении одного кредитора.

4. Введены новые существенные условия концессионного соглашения: (а) условие о порядке возмещения расходов сторон в случае досрочного расторжения концессионного соглашения и (б) условие о сроке передачи концессионеру объекта концессионного соглашения. Нарушение указанного срока считается существенным и является основанием для досрочного расторжения концессионного соглашения.

5. Уточнены иные случаи, когда нарушение концедентом обязательств по концессионному соглашению является существенным и дает концессионеру право требовать расторжения концессионного соглашения (в том числе, невыполнение обязательств по финансированию части расходов по концессионному соглашению и др.).

6. Предусмотрена возможность установления в решении о заключении концессионного соглашения долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера в случае, если предполагается реализация концессионером производимых товаров (работ, услуг) по регулируемым ценам (тарифам) или с учетом надбавок к ним. Указанные долгосрочные параметры должны быть согласованы с органами государственной власти или местного самоуправления, осуществляющими регулирование цен (тарифов). Данные параметры также могут устанавливаться в качестве критериев конкурса на право заключения концессионного соглашения.

7. Установлено, что если при осуществлении деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, реализация товаров (работ, услуг) осуществляется по регулируемым ценам (тарифам), перечень создаваемых и реконструируемых в рамках концессионного соглашения объектов, а также источники и объем инвестиций, устанавливаются в соответствии с инвестиционными программами концессионера.

Для получения дополнительной информации обращайтесь, пожалуйста:

к Елене Бариновой, Партнеру,
Инвестирование и финансирование проектов в сфере недвижимости, «Гольцблат БЛП»,
тел.: +7 (495) 287 44 44,
электронная почта: info@gblplaw.com

Контакты

По всем вопросам, связанным с публикациями, новостями и пресс-релизами, пожалуйста, обращайтесь:

Ксения Соболева

Руководитель направления по PR и коммуникациям

подписка

Получайте новости об изменениях в законодательстве с экспертными комментариями наших юристов и обзоры актуальных юридических вопросов в соответствии с теми областями права, которые представляют для вас интерес.