Новые условия приема платежными агентами денежных платежей физических лиц в пользу третьих лиц

13.07.2009

Информационное письмо № 49

Юридическая фирма «Гольцблат БЛП» сообщает, что принят Федеральный закон от 3 июня 2009 года № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее — Федеральный закон), который вступает в силу с 1 января 2010 года.

Федеральный закон устанавливает для лиц, не являющихся кредитными организациями и удовлетворяющих требованиям, предъявляемым к платежным агентам, границы допустимых операций с денежными средствами физических лиц.

Напомним, что в настоящее время некредитным коммерческим организациям разрешена банковская операция без банковской лицензии и без открытия банковского счета по переводу денежных средств по поручению физических лиц в качестве платы за услуги электросвязи, жилое помещение и коммунальные услуги (при условии, что лица, принимающие денежные средства от физических лиц, и лица, в чью пользу эти средства принимаются, имеют соответствующие договоры с кредитными организациями). Прием некредитными организациями платежей физических лиц в иных случаях вел к риску признания этой деятельности незаконной как осуществляемой без банковской лицензии.

Федеральный закон исключил данный риск, прямо разрешив платежным агентам — юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при соблюдении ряда условий прием от плательщика — физического лица денежных средств, направленных поставщикам:

  • юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для исполнения денежных обязательств плательщика перед любыми юридическими лицами (кроме кредитных организаций) и индивидуальными предпринимателями по оплате товаров (работ, услуг);
  • органам государственной власти, органам местного самоуправления и находящимся в их ведении бюджетным учреждениям в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации.

Действие Федерального закона не распространяется на отдельные виды расчетов (в пользу иностранных юридических лиц; в безналичном порядке; в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности; и др.).

Кроме того, к разрешенной Федеральным законом деятельности предъявляются, в частности, следующие условия:

  • Правительство РФ вправе установить перечень товаров (работ, услуг), в оплату которых платежный агент не вправе принимать платежи физических лиц;
  • юридические лица — платежные агенты могут выступать либо в качестве операторов по приему платежей, для чего они должны заключить договор о приеме платежей физических лиц с поставщиком, либо в качестве платежных субагентов, для чего они должны заключить договор о приеме платежей с оператором по приему платежей (но не с поставщиком); индивидуальные предприниматели — платежные агенты могут выступать только в качестве платежных субагентов;
  • исполнение обязательств оператора по приему платежей перед поставщиком по осуществлению расчетов должно обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком, страхованием риска гражданской ответственности или другими способами, предусмотренными договором между ними;
  • на оператора по приему платежей распространяются требования законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, в том числе обязанность постановки на учет уполномоченным органом и необходимость в установленных законом случаях проводить идентификацию физического лица, осуществляющего платеж; платежный субагент не вправе принимать платежи, требующие проведения такой идентификации физического лица;
  • платежный агент при приеме платежей обязан использовать контрольно-кассовую технику, а также соблюдать требования законодательства о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов.

Федеральным законом разрешается взимание платежными агентами вознаграждения с плательщика в размере, установленном соглашением между ними.

Платежные агенты вправе использовать для приема платежей платежные терминалы. К таким терминалам Федеральный закон предъявляет ряд обязательных требований, в том числе наличие в их составе контрольно-кассовой техники, соответствующей всем требованиям законодательства Российской Федерации о наличных денежных расчетах. При этом платежные терминалы не могут использоваться для приема платежей, требующих в соответствии с законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, проведения идентификации физического лица, осуществляющего платеж.

Контакты

По всем вопросам, связанным с публикациями, новостями и пресс-релизами, пожалуйста, обращайтесь:

Ксения Соболева

Руководитель направления по PR и коммуникациям

подписка

Получайте новости об изменениях в законодательстве с экспертными комментариями наших юристов и обзоры актуальных юридических вопросов в соответствии с теми областями права, которые представляют для вас интерес.