Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств

13.10.2009

Информационное письмо № 82

Юридическая фирма «Гольцблат БЛП» сообщает, что принято постановление Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. № 720 «Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств», согласно которому данный технический регламент вступит в силу 21 сентября 2010 года.

Технический регламент устанавливает четкий и обширный перечень требований к безопасности и подробную процедуру сертификации колесных транспортных средств и их компонентов при их выпуске в обращение на территории Российской Федерации и их эксплуатации. Действие технического регламента распространяется на новые транспортные средства, производимые в России, а также на любые транспортные средства, ввозимые на территорию России. Требования устанавливаются в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, защиты имущества, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

Важнейшими требованиями являются:

  • осуществление интерфейса (взаимодействия пользователя с электронными системами, включая получение информации и введение команд) и надписей на транспортном средстве на русском языке (с 1 января 2013 г.);
  • запрет установки на транспортные средства «выступающих вперед частей конструкции, крепящихся к бамперу или другим элементам передней части транспортного средства, изготавливаемых из стали или других материалов с аналогичными характеристиками» (т.н. «кенгурятников»);
  • недопущение использования в составе кондиционеров и холодильного оборудования транспортных средств озоноразрушающих веществ и материалов;
  • наличие возможности оснащения определенных видов транспортных средств аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.

Также подробно описаны требования к конструкции транспортного средства с учетом его категории и назначения (эффективное действие тормозной системы и рулевого управления; устойчивость; регистрация и ограничение скорости; обзорность внешнего пространства для водителя; минимизация травмирующих воздействий; пожарная и электрическая безопасность; минимизация вредных выбросов и энергоэффективность; минимизация шума; должная оснащенность светотехникой (например, указатели поворота только желтого цвета); соблюдение габаритных и весовых ограничений).

Отдельно выделены требования к обеспечению возможности идентификации и маркировке транспортных средств. Так, индивидуальный идентификационный номер должен быть уникальным в течение, по крайней мере, 30 лет, он должен содержать 17 знаков, в качестве которых могут быть арабские цифры от 0 до 9 и буквы латинского алфавита, за исключением букв I, O и Q. Заметим, что далеко не все VIN на ввозимых в настоящее время транспортных средствах отвечают данным признакам.

Оценка соответствия типов транспортных средств требованиям технического регламента осуществляется в форме одобрения типа транспортного средства. Транспортное средство, не имеющее одобрения типа, не может быть допущено к эксплуатации. Отметка о наличии одобрения типа транспортного средства делается в паспорте транспортного средства и является его необходимым реквизитом. Одобрение типа транспортного средства выдается на 3 года (в отдельных случаях — на 4 года).

Технический регламент весьма последовательно и детально регулирует порядок проведения сертификации. При сертификации осуществляются испытания в отношении отобранных и представленных заявителем образцов. Испытания проводятся в соответствии с Правилами ЕЭК ООН, Глобальными техническими правилами или национальными стандартами, включенными в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень национальных стандартов, содержащих правила и методы исследований и измерений, в том числе правила отбора образцов.

Важной нормой технического регламента является также предоставление, при определённых обстоятельствах, возможности проведения процедуры сертификации и выдачи одобрения типа транспортного средства по документам, представляемым заявителем, без непосредственного осмотра транспортного средства.

Определяя объекты регулирования и порядок проведения сертификации, технический регламент отводит важное место контролю за выполнением требований, предъявляемых к объектам сертификации. Уполномоченным государственным органом в этой сфере является Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии. Подробно урегулированы порядок, основания проведения проверок, а также последствия их проведения.

Следует отметить, что досрочное прекращение действия одобрения типа транспортного средства рассматривается в техническом регламенте как исключительное средство контроля. Даже в случае негативных результатов проверки предусматривается процедура предупреждения для того, чтобы изготовитель мог провести корректирующие мероприятия и обеспечить соответствие выпускаемой продукции сертификационным требованиям.

Принятие настоящего технического регламента направлено на выполнение предписаний Федерального закона «О техническом регулировании» и продолжает процесс введения актов высокого юридического уровня по отношению к национальным стандартам в целях установления единых требований к безопасности объектов технического регулирования, в данном случае к безопасности колесных транспортных средств и их компонентов.

Для получения дополнительной информации обращайтесь, пожалуйста:

к Илье Борисову, Старшему юристу,
Группа по разрешению потребительских споров и товарной маркировке,
«Гольцблат БЛП»,
по электронной почте info@gblplaw.com

Контакты

По всем вопросам, связанным с публикациями, новостями и пресс-релизами, пожалуйста, обращайтесь:

Ксения Соболева

Руководитель направления по PR и коммуникациям

подписка

Получайте новости об изменениях в законодательстве с экспертными комментариями наших юристов и обзоры актуальных юридических вопросов в соответствии с теми областями права, которые представляют для вас интерес.