Судебная практика по делам о защите деловой репутации в связи с размещением информации в сети Интернет

04.12.2009

Информационное письмо № 92

Юридическая фирма «Гольцблат БЛП» сообщает что принято постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 12 ноября 2009 г. № КГ-А40/11688-09 (далее — Постановление), содержащее важные разъяснения о привлечении к ответственности за размещение информации в сети Интернет.

К ООО «Яндекс» был предъявлен иск о защите деловой репутации путем обязания ответчика удалить из поисковой базы в сети Интернет определенную публикацию и о взыскании компенсации.

Как можно понять из судебного акта, иск был основан на том, что информация, отражающая результат поиска с использованием поисковой системы Яндекс, расценивалась истцом как порочащая его деловую репутацию и распространяемая ООО «Яндекс».

Однако решение суда первой инстанции в пользу ответчика указанным Постановлением оставлено без изменения, а кассационная жалоба истца — без удовлетворения.

В Постановлении по сути сформулирована следующая важная позиция: организации, которые предоставляют возможность использовать их системы поиска информации в сети Интернет (в данном случае ООО «Яндекс»), не являются надлежащими ответчиками в спорах о защите деловой репутации в связи с информацией, размещенной в этой сети другими лицами, даже если такая информация может быть обнаружена вследствие использования указанных поисковых систем и отражена как результат поиска.

В обоснование своей позиции суд указал, что поисковый сервис Яндекса не осуществляет распространение информации, а предоставляет пользователям услуги поиска информации, размещенной третьими лицами в сети Интернет. При этом истец не представил доказательств, что ответчик (ООО «Яндекс») является администратором и владельцем сайта, а также автором информации.

Позиция, высказанная судом, ограждает владельцев поисковых систем, а также сайтов и порталов, где в ответ на пользовательские запросы автоматически воспроизводится информация, размещенная другими лицами, от риска быть привлеченными в качестве ответчиков только в силу автоматического воспроизведения чужой информации.

В этом случае в качестве ответчиков будут привлекаться администраторы сайтов, на которых изначально была размещена информация, либо лица, распространяющие такую информацию путем ее копирования на своих сайтах, а также лица — авторы информации.

Из этого можно сделать вывод, что формирование результатов поиска определенной информации среди информации, размещенной в сети Интернет, распространением порочащих сведений не является.

Изложенные выводы являются важными для будущего развития судебной практики в делах о защите чести, достоинства и деловой репутации.

Для получения дополнительной информации обращайтесь, пожалуйста:

к Елене Трусовой, Руководителю группы,
Разрешение споров,
«Гольцблат БЛП»,
по электронной почте info@gblplaw.com

Контакты

По всем вопросам, связанным с публикациями, новостями и пресс-релизами, пожалуйста, обращайтесь:

Ксения Соболева

Руководитель направления по PR и коммуникациям

подписка

Получайте новости об изменениях в законодательстве с экспертными комментариями наших юристов и обзоры актуальных юридических вопросов в соответствии с теми областями права, которые представляют для вас интерес.