Q&A: Законодательство в области охраны окружающей среды и климатических изменений - 2019

20.03.2019

1 Экологическая политика и ее реализация

1.1 Опишите основные принципы в основе экологической политики в вашей юрисдикции. Какие ведомства/органы осуществляют реализацию и контроль за соблюдением природоохранного законодательства?

Российская государственная политика в области экологии направлена на охрану, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности. Право граждан РФ на благоприятную окружающую среду закреплено в Конституции РФ. Российское экологическое законодательство базируется на принципах презумпции экологической опасности и обязательности оценки воздействия на окружающую среду планируемой деятельности, а также на принципах научно обоснованного сочетания экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды.

Основным государственным органов, реализующим государственную политику в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, является Министерство природных ресурсов и экологии РФ. Министерство природных ресурсов и экологии РФ осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор), Федерального агентства водных ресурсов (Росводресурсы), Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) и Федерального агентства по недропользованию (Роснедра). Кроме того, в соответствии Конституцией РФ вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, соответственно, в каждом субъекте РФ имеются собственные государственные органы, уполномоченные реализовывать государственную экологическую политику.

1.2 Какой подход применяют такие ведомства/органы при осуществлении контроля за соблюдением экологического законодательства?

Государственные органы разрабатывают и утверждают обязательные для исполнения правила и нормы в области охраны окружающей среды, осуществляют мониторинг состояния окружающей среды, привлекают к ответственности лиц, виновных в нарушении норм экологического законодательства, разрабатывают мероприятия по охране и улучшению качества окружающей среды и обеспечивают финансирование таких мероприятий.

1.3 В каком объеме государственные органы обязаны предоставлять экологическую информацию заинтересованным лицам (включая представителей общественности)?

В российской Конституции закреплено право каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. Уполномоченные государственные органы собирают экологическую информацию, получая регулярные отчеты от хозяйствующих субъектов, оказывающих воздействие на окружающую среду, а также осуществляя постоянный мониторинг состояния окружающей среды.

Значительная часть экологической информации публикуется в средствах массовой информации и в сети Интернет. Любая экологическая информация доступна любому заинтересованному лицу по запросу. Кроме того, законом установлена обязанность информировать население об ухудшении состояния окружающей среды до уровня, создающего угрозу здоровью человека.

2 Экологические разрешения

2.1 В каких случаях требуются экологические разрешения? Допускается ли их передача другому лицу?

Основными видами негативного воздействия на окружающую среду являются:

  • выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;
  • сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (в том числе в подземные);
  • размещение отходов (хранение и (или) захоронение).

Каждый из этих видов негативного воздействия требует отдельного разрешения.

Передача экологических разрешений от одного лица другому возможна только вместе с источником негативного воздействия, в отношении которого было выдано соответствующее разрешение.

2.2 Какие права предусмотрены для оспаривания решения органа природоохранного регулирования об отказе в выдаче экологического разрешения или условий экологического разрешения?

Заинтересованное лицо может оспорить в суде отказ органа природоохранного регулирования в выдаче экологического разрешения.

Однако, уровень негативного воздействия на окружающую среду, для которого требуется соответствующее разрешение определяет не орган природоохранного регулирования, а заинтересованное лицо на основании разработанной им проектной документации. Таким образом, условия, которые будут указаны в экологическом разрешении, устанавливает сам заявитель.

Вместе с тем, орган природоохранного регулирования может отказать в выдаче разрешения, если заявленный уровень негативного воздействия на окружающую среду приведет к ее неблагополучию.

2.3 Является ли обязательным требованием проведение экологического аудита или оценки воздействия на окружающую среду для наиболее загрязняющих отраслей или других объектов/проектов?

В соответствии с российским экологическим законодательством любая планируемая деятельность требует предварительной оценки воздействия на окружающую среду. В отдельных определенных в законе случаях также требуется государственная экологическая экспертиза проектной документации.

Кроме того, предусмотрен обязательный экологический мониторинг в ходе производственной деятельности.

2.4 Какие правоприменительные полномочия предоставлены органам природоохранного регулирования в случае нарушения разрешений?

За каждый вид негативного воздействия на окружающую среду взимается плата. В случае нарушения условий разрешений плата за негативного воздействия на окружающую среду рассчитывается с повышающими коэффициентами от 5 до 25. Кроме того, нарушение условий разрешений может повлечь за собой административную ответственность в виде штрафа либо приостановки деятельности.

Если же такое нарушение повлечет за собой причинение вреда здоровью людей, виновные лица могут быть привлечены к уголовной ответственности.

3 Отходы

3.1 Как определено понятие «отходы»? Предусмотрены ли дополнительные сборы или механизмы контроля в отношении определенных категорий отходов?

Отходами в РФ признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению. Основным признаком отходов является их ненужность и необходимость от них избавиться.

Отходы в РФ подразделяются на 5 классов опасности (V класс - практически неопасные отходы). Обращение с отходами I – IV классов опасности требует специальной лицензии.

Каждое лицо, производящее отходы любого класса опасности, обязано утвердить нормативы образования отходов – то есть установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции, а также получить разрешение природоохранного органа – лимит на размещение отходов – то есть предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории.

Кроме того в отношении отходов I – IV классов опасности должны быть оформлены паспорта отходов, содержащие сведения о составе отходов и удостоверяющие принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности.

3.2 В каком объеме лицо, производящее отходы, вправе осуществлять хранение и (или) размещение отходов на территории объекта, где такие отходы были образованы?

Российское законодательство разрешает лишь временное на срок не более чем одиннадцать месяцев хранение (накопление) отходов на территории, где они были образованы, и полностью запрещает захоронение отходов где-либо кроме специальных объектов размещения отходов. Все такие объекты размещения отходов регистрируются в государственном реестре объектов размещения отходов. Проектная документация объектов размещения отходов подлежит обязательной государственной экологической экспертизе.

3.3 Сохраняют ли лица, производящие отходы, какую-либо остаточную ответственность в отношении отходов, переданных другому лицу для размещения / обработки за пределами объекта (например, в случае банкротства или ликвидации лица, которому переданы отходы, в том числе для окончательного размещения)?

Лица, образующие отходы, не сохраняют ответственности за судьбу переданных отходов. При этом отходы I – IV классов опасности должны быть переданы лицу, имеющему лицензию на обращение с отходами. Таким образом, государство осуществляет контроль за обращением с отходами посредствам лицензирования данной деятельности.

Единственная обязанность, которая сохраняется у производящих отходы лиц в отношении отходов, переданных на размещение (хранение и (или) захоронение), это вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, рассчитанную исходя из видов и количества переданных на размещение отходов.

3.4 В каком объеме лица, образующие отходы, несут обязательства по сбору (take-back) и утилизации отходов?

В отношении переданных третьим лицам отходов образующие их лица не имеют никаких обязанностей.

В России запрещено захоронение некоторых определенных видов отходов, в состав которых входят полезные компоненты. Такие отходы подлежат утилизации в целях сохранения полезных компонентов в хозяйственном обороте. Однако утилизация отходов, в состав которых входят полезные компоненты, не является обязанностью именно лиц, производящих отходы, и может осуществляться иными лицами, которым переданы такие отходы. Кроме того, утилизация отходов I – IV классов опасности, в состав которых входят полезные компоненты, требует специальной лицензии на обращение с отходами.

4 Обязательства

4.1 Какие виды обязательств могут возникать при нарушении экологического законодательства и (или) разрешений? Какие обычно доступны средства и способы защиты?

Наиболее распространенными видами экологических нарушений являются превышение лимитов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, лимитов на размещение отходов. Такие нарушения влекут за собой взимание повышенной платы за негативного воздействия на окружающую среду, которая рассчитывается с повышающими коэффициентами от 5 до 25.

В случае экологического инцидента, не предусмотренного разрешениями, возникает обязанность виновного лица возместить экологический вред в полном объеме. При этом срок исковой давности по делам о возмещении экологического вреда составляет 25 лет.

Также ряд экологических нарушений являются административными правонарушениями, за которые предусмотрены весьма значительные денежные штрафы, а в ряде случаев может быть принято решение о приостановке деятельности, причиняющей вред окружающей среде.

Наиболее распространенным способом защиты являются материалы производственного экологического контроля, который ведет само предприятие, и которым может быть подтверждено, что загрязняющая деятельность осуществляется в пределах установленных в разрешении лимитов.

В целях защиты от привлечения к административной ответственности необходимо доказать отсутствие вины, при этом лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

4.2 Может ли оператор нести ответственность за экологический ущерб несмотря на то, что загрязняющая деятельность ведется в пределах лимитов, установленных в разрешении?

Если загрязняющая деятельность осуществляется в пределах установленных в разрешении лимитов, оператор обязан уплачивать только плату за негативное воздействие на окружающую среду, рассчитанную без повышающих коэффициентов. Такую плату за негативное воздействие на окружающую среду нельзя назвать ответственностью за виновные действия, скорее такую плату следует считать установленным условием разрешенного воздействия на окружающую среду в соответствии с принципом платности природопользования.

4.3 Могут ли директора и должностные лица корпораций быть привлечены к персональной ответственности за экологические правонарушения? В каком объеме они могут получить страхование или полагаться на другие способы защиты в виде освобождения от ответственности (indemnity protection) в этой связи?

За экологические нарушения, являющиеся административными правонарушениями, к ответственности может быть привлечено должностное лицо (в том числе, директор). На практике корпорации специально назначают должностное лицо, ответственное за экологические вопросы. Именно это лицо будет привлекаться к административной ответственности в случае нарушений. Если внутренними документами корпорации такое должностное лицо не определено, то ответственным должностным лицом является директор.

Следует отметить, что размеры штрафов для должностных лиц существенно ниже, чем для корпораций. Таким образом, привлечение к ответственности должностного лица, а не корпорации, используется природоохранным органом в случаях малозначительных экологических нарушений. Вместе с тем, природоохранный орган вправе привлекать к административной ответственности за одно и тоже нарушение и должностное лицо и корпорацию.

Трудовым договором с таким должностным лицом могут быть предусмотрены различные способы защиты в форме освобождения от ответственности в случае привлечения его к административной ответственности.

4.4 Какие последствия с точки зрения экологической ответственности может повлечь за собой продажа долей участия, с одной стороны, и приобретение имущества – с другой?

В случае продажи долей участия в корпорации, несущей обязательства в области охраны окружающей среды, не происходит смены ответственного лица.

В случае продажи имущества новый собственник принимает на себя обязательства в области охраны окружающей среды, связанные с использованием приобретенного имущества с момента его приобретения. Новый собственник имущества не несет ответственности за нарушения, допущенные прежним собственником.

4.5 Каков объем возможной ответственности кредиторов за экологические нарушения и (или) затраты на проведение восстановительных мероприятий?

Российское законодательство основано на принципах персональной ответственности. По общему правилу, кредиторы не могут быть привлечены к ответственности за экологические нарушения заемщика. Вместе с тем, если кредит предоставлен на узко определенные цели, и условиями предоставления кредитных средств является соблюдение заемщиком экологических требований, кредиторы требуют от заемщиков подтверждения соблюдения ими экологических требований, и в случае нарушения приостанавливают финансирование.

5 Загрязнение земель

5.1 Какой подход установлен в отношении ответственности за загрязнение (включая прошлое загрязнение) почв или подземных вод?

Для земель населенных пунктов установлены предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ в почве. В том случае, если земельный участок загрязнен, его собственник обязан провести рекультивации земель, независимо от того, по чьей вине был загрязнен земельный участок. В том случае, если имеется виновное в загрязнении лицо, собственник вправе требовать от такого лица компенсации затрат, понесенных на рекультивацию земли.

В отношении иных категорий земель ответственность устанавливается только за факты загрязнения (аварийные разливы нефти, попадание на землю иных загрязняющих веществ), в таких случаях лицо, виновное в совершении загрязнения, также обязано провести рекультивацию земель.

За загрязнение подземных вод к ответственности может быть привлечено лицо, в результате деятельности которого произошло загрязнение.

5.2 Как распределяется ответственность в том случае, если за загрязнение ответственны несколько лиц?

В этом случае возникает солидарная ответственность, при которой регулятор вправе требовать исполнения обязательств как от всех ответственных за загрязнение лиц совместно, так и от любого из них в отдельности, притом как полностью, так и частично. Солидарно ответственные лица остаются обязанными до тех пор, пока обязательство не будет исполнено полностью.

5.3 Если с органом природоохранного регулирования «согласована» программа экологической рекультивации, может ли такой орган впоследствии потребовать выполнения дополнительных работ? Могут ли третьи лица оспорить такое соглашение?

Если в результате реализации программы экологической рекультивации тем не менее не достигнуты установленные показатели качества земель, то орган природоохранного регулирования может требовать изменения ранее согласованной программы и продолжения работ для того, что бы требуемые показатели качества были достигнуты.

Третьи лица не имеют юридических оснований оспаривать согласованную программу экологической рекультивации. Однако третьи лица могут ознакомиться с отчетом о рекультивации земель, взять пробы качества рекультивированных земель, и если установленные показатели качества не достигнуты, то требовать выполнения дополнительных работ для достижения требуемых показателей качества.

5.4 Имеют ли частные лица право подать иск о солидарной ответственности (private right of action to seek contribution) к предыдущему собственнику или владельцу загрязненных земель, если такое загрязнение полностью или частично является результатом действий указанного собственника? В каком объеме лицо, допустившее загрязнение, может передать покупателю риск ответственности в связи с загрязнением земель?

В случае, если частный собственник приобретает земельный участок по договору купли-продажи у предыдущего частного собственника, то все вопросы и претензии разрешаются на момент заключения договора купли-продажи. Покупатель земли вправе осмотреть земельный участок, а также получить полную и исчерпывающую информацию о состоянии земельного участка, в том числе информацию о химическом составе почвы и уровне загрязнения как поверхностного (физического захламления), так и химического.

Фактическое состояние продаваемого земельного участка является предметом обсуждения сторонами договора купли-продажи. В результате переговоров стороны могут достичь соглашения о том, что должен быть очищен от загрязнения до передачи его новому собственнику, либо соглашения об уменьшении цены загрязненного земельного участка.

Закон не предоставляет самостоятельного права частным лицам предъявить иск о солидарной ответственности к предыдущему собственнику. Любые претензии к предыдущему собственнику земельного участка возможны только в рамках условий договора купли-продажи. Если договором купли-продажи не установлены специальные условия, касающиеся загрязнения земельного участка, закон презюмирует, что покупатель согласился принять в собственности земельный участок в состоянии «как он есть». В этом случае, покупатель принимает на себя все последствия и возможные риски, связанные с загрязненностью земельного участка.

В случае приобретения права частной собственности на земельный участок, находящийся в публичной собственности, факт загрязненности земельного участка не влияет даже на цену такого земельного участка.

5.5 Вправе ли государство взыскать с лица, допустившего загрязнение, денежные убытки в связи с причинением ущерба эстетическим качествам (aesthetic harms) публичного имущества, например, рек?

Российское законодательство не содержит концепции ущерба эстетическим качествам (aesthetic harm) и не устанавливает правил его возмещения. В России отсутствуют правила оценки и определения размера aesthetic harm, соответственно, отсутсвует возможность определить размер убытков в результате причинения эстетического ущерба.

Загрязнение публичного имущества, земли, лесов, рек и т.д. является административным правонарушением и наказывается фиксированными штрафами, размер которых не учитывает эстетический ущерб.

6 Полномочия регулирующих органов

6.1 Какие полномочия предоставлены органам природоохранного регулирования в части направления запросов о предоставлении документов, взятия проб, проведения проверок на объектах, опроса сотрудников и пр.?

Органы государственной власти по вопросам охраны окружающей среды вправе проводить регулярные (плановые), а также внеплановые (по заявлениям заинтересованных лиц) проверки деятельности предприятий, оказывающих воздействие на окружающую среду. В рамках таких проверок органы природоохранного регулирования запрашивают, получают и анализируют документацию в области охраны окружающей среды, включая материалы производственного экологического контроля предприятия, результаты замеров концентраций загрязняющих веществ в атмосферной воздухе, а также в сточных водах различных подразделений предприятия.

Вместе с тем, органы природоохранного регулирования вправе самостоятельно с привлечением независимых лабораторий и в присутствии представителей предприятия взять пробы воды, воздуха, земли на территории предприятия и определить фактические концентрации загрязняющих веществ.

Также органы природоохранного регулирования могут проводить опросы работников предприятия для получения наиболее полной информации о состоянии окружающей среды на территории предприятия и об уровнях негативного воздействии работы предприятия.

Принимая решение о проведении проверки, орган природоохранного регулирования направляет в адрес предприятия письменное подтверждение принятого решения (Приказ о проведении плановой или внеплановой проверки) с указанием срока проведения проверки, имен и фамилий должностных лиц, уполномоченных проводить проверку, а также с перечнем вопросов, которые должны быть проверены и перечнем документов, которые должны быть предоставлены предприятием для проверки. По результатам проверки составляется акт проверки, в котором фиксируются все выявленные нарушения (при наличии). В последствии на основании акта проверки уполномоченным государственным органом может быть принято решение о привлечении нарушителя к ответственности.

7 Обязательства по подготовке отчетности / раскрытию информации

7.1 Предусмотрено ли обязательное информирование органа природоохранного регулирования или потенциально затрагиваемых третьих лиц при обнаружении загрязнения на объекте или миграции загрязнения за пределы объекта?

Любое негативное воздействие на окружающую среду (выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сброс загрязняющих веществ в водные объекты, образование и размещение отходов) является основанием для регулярного ежеквартального предоставления отчетности органу природоохранного регулирования.

Каждый производственный участок должен быть оборудован ливневой канализацией, исключающей бесконтрольную миграцию загрязняющих веществ за пределы объекта.

Вместе с тем, в случае, если в результате аварии и/или в результате непредвиденного стихийного природного явления произошло негативное воздействие на окружающую среду, которое может повлечь или повлекло за собой человеческие жертвы, либо ущерб здоровью людей, то такой инцидент квалифицируется как чрезвычайная ситуация, требующая незамедлительного информирования не только органа природоохранного регулирования, но еще органов государственной власти по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также органов местного самоуправления, которые, в свою очередь, обязаны принять меры по срочному информированию населения и организации эвакуации населения в случае необходимости.

7.2 Когда и при каких обстоятельствах у лица возникает обязанность принять меры по изучению земель на предмет загрязнения?

На физических лиц в Российской Федерации никогда не возлагались обязательства по изучению земель на предмет загрязнения.

Ранее действовавшие нормы законодательства устанавливали обязанность предприятия – собственника земельного участка осуществлять производственных земельный контроль, включая контроль состояния и уровня загрязнения земель. Однако с 2015 года эта обязанность отменена.

На сегодняшний день, все формы контроля за состояние земель отнесены исключительно к полномочиям органов государственной власти и органов местного самоуправления. Наряду с этим, закон устанавливает не столько обязанность, сколько право граждан и общественных организаций осуществлять общественный контроль за состоянием земель в Российской Федерации.

7.3 В каком объеме требуется раскрытие информации об экологических проблемах, например, продавцом потенциальному покупателю в контексте сделки слияния и (или) поглощения?

Раскрытие экологической информации обязательно до той степени, которая определена в документах по сделке слияния и (или) поглощения. Продавец и покупатель вправе самостоятельно определить пределы раскрытия экологической информации, закон не устанавливает никаких особых обязательств для сторон по таким сделкам.

В обычной практике продавец в рамках комплексной юридической проверки раскрывает всю информацию об имеющихся экологических разрешениях. Вместе с тем, в отношении производственных предприятий, оказывающих значительное негативное воздействие на окружающую среду имеет смысл также проводить техническую экологическую проверку (Due Diligence).

8 Общие вопросы

8.1 Существует ли возможность использовать гарантию возмещения вреда, причиненного окружающей среде (environmental indemnity), для ограничения фактической или потенциальной экологической ответственности? Освобождает ли гаранта (indemnifier) совершение платежа в пользу другого лица по такой гарантии в связи с определенным аспектом (например, восстановление окружающей среды) от потенциальной ответственности в этой связи?

Вопросы охраны окружающей среды относятся к публичному правовому регулированию. Российское экологическое законодательство основывается на принципах платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде. При этом лицом, ответственным за возмещение вреда, всегда является именно тот лицо, в результате действий (деятельности) которого имело место негативное воздействие на окружающую среду и/или был причинен вред окружающей среде.

Кроме того, закон устанавливает обязанность возмещения вреда, причиненного окружающей среде, в полном объеме, соответственно размер возмещения не может быть лимитирован никакими правовыми механизнами.

Какие-либо условия сделок M&A или сделок с активами, определяющие гарантии возмещения вреда окружающей среде, не будут приниматься во внимание в рамках взаимоотношений предприятия-природопользователя и органов государственной власти. Также и совершение платежа в пользу другого лица по такой гарантии (indemnity) не будет приниматься в зачет обязательным платежам за негативное воздействие на окружающую среду и/или в счет возмещения вреда, причиненного окружающей среде.

Установленный законом порядок внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду предусматривает авансовые платежи, рассчитанный на основании данных о фактическом воздействии на окружающую среду за прошлый год. Однако если в текущем году размер платы за фактическое воздействие окажется выше ранее внесенных авансовых платежей, то в конце года природопользователь буде обязан доплатить в соответствии с фактическим уровнем воздействия на окружающую среду. Таким образом, авансовыми платежами не ограничивается размер ответственности.

8.2 Существует ли возможность вывести экологические обязательства за баланс? Может ли компания быть ликвидирована с тем, чтобы избежать экологической ответственности?

Экологические обязательства фиксируются в документах государственных органов, независимо от баланса.

В случае принятия решения о ликвидации компании, законом предусмотрена процедура обязательного информирования всех кредиторов такой компании через средства массовой информации. При наличии денежного требования в рамках экологических обязательств, такое требование должно быть удовлетворено прежде, чем компания будет ликвидирована. Если же на счетах компании недостаточно денежных средств для удовлетворения заявленных требований, в том числе, требований государственных органов в области экологии, в отношении такой компании может быть инициирована процедура банкротства. При этом, денежные требования в рамках экологических обязательств подлежат возмещению в первую очередь наряду с налоговыми обязательствами, то есть имеет приоритет перед иными денежными требованиями третьих лиц в рамках обычной хозяйственной деятельности компании.

8.3 Может ли лицо, являющееся акционером компании, быть привлечено к ответственности за нарушение экологического законодательства и (или) загрязнение, допущенные компанией? Может ли материнская компания выступать ответчиком в национальном суде в связи с загрязнением, допущенным ее иностранным дочерним предприятием / аффилированным лицом?

Российское законодательство основывается на принципе персональной ответственности. По общему правилу, акционер компании, не являющийся должностным лицом этой компании, не может быть привлечено к ответственности за нарушение экологического законодательства, допущенное самой компанией.

Однако, в том случае, если с корпоративными документами компании установлено, что акционер компании вправе давать обязательные для исполнения указания основному должностному лицу (генеральному директору) компании, а также если будет доказано, что нарушение экологического законодательства, допущенное самой компанией, явилось следствием прямого указания акционера, то такой акционер, может быть признан должностным лицом компании и привлечен к ответственности за допущенные нарушения.

В том случае если иностранная компания действует на территории Российской Федерации через свой филиал (представительство, обособленное подразделение), то она может быть ответчиком в российском суде по факту нарушения экологического законодательства, допущенное филиалом (представительством, обособленные подразделением).

Если же нарушение экологического законодательства допущено российской компанией, то ответчиком в суде будет именно эта российская компаний, независимо от своей материнской (иностранной или российской) компании.

8.4 Существуют ли законы о защите лиц, сообщающих об экологических нарушениях / проблемах (whistle-blowers)?

Нет, такие законы отсутствуют. Однако право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в Конституции РФ. В целях реализации этого права в России действуют негосударственные общественны организации, которые осуществляют общественный контроль за состоянием окружающей среды и сообщают регулятору обо всех обнаруженных экологических нарушениях / проблемах.

Также законом установлены правила осуществления общественного экологического контроля, в рамках которого граждане, изъявившие желание оказывать органам государственного надзора содействие в природоохранной деятельности на добровольной и безвозмездной основе действуют в качестве общественных инспекторов по охране окружающей среды и взаимодействуют с общественными советами государственных органов лесного и экологического надзора.

8.5 Предусмотрен ли механизм группового или классового иска для предъявления экологических требований? Присуждаются ли какие-либо штрафные убытки?

Российское судопроизводство рассматривает групповые иски по вопросам возмещения вреда окружающей среде. Российское экологическое законодательство устанавливает обязанность лица, причинившего вред окружающей среде, возместить причиненный вред в полном объеме. Однако возмещение экологического вреда не предполагает выплаты каких-либо компенсаций непосредственно истцам. Денежная компенсация причинённого экологического вреда должна быть направлена на восстановление нарушенного состояния окружающей природной среды. Данную функцию реализуют органы государственной власти в сфере охраны окружающей среды.

8.6 Предусмотрено ли для физических лиц или групп по защите интересов общественности какое-либо освобождение от ответственности за уплату расходов в связи с судебными спорами в сфере охраны окружающей среды?

Инициаторы судопроизводства по вопросам возмещения вреда окружающей среде оплачивают незначительные судебные пошлины, при этом сами инициаторы (физические лица или группы по защите интересов общественности) не являются получателями денежных средств, присуждаемых в счет возмещения вреда окружающей среде. Таким образом, у них нет личной заинтересованности в результате рассмотрения судебного спора, они действуют в защиту общих интересов и права на благоприятную окружающую среду.

9 Торговля эмиссионными квотами. Климатические изменения

9.1 Какие схемы торговли эмиссионными квотами действуют в вашей юрисдикции? Как развивается рынок торговли такими квотами?

В России отсутствует рынок торговли эмиссионными квотами. Каждый собственник источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу обязан иметь собственное разрешение на выбросы и оплачивать плату за негативное воздействие на окружающую среду, рассчитанную исходя из состава загрязняющих веществ и количества выбросов.

9.2 Помимо схем торговли эмиссионными квотами, указанных в вопросе 9.1 выше, предусмотрены ли другие требования об осуществлении мониторинга выбросов парниковых газов и подготовки соответствующей отчетности?

Каждый собственник источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу обязан направлять в государственный орган регулярные отчеты о составе и количестве выбросов, включая выбросы парниковых газов (при наличии). На основе полученных отчетов, а также на основе регулярных замеров качественных характеристик атмосферного воздуха, а также концентраций парникового газа у источника выбросов государственные органы осуществляют мониторинг состояния атмосферного воздуха и рассчитывают объемы выбросов парниковых газов для всей территории Российской Федерации.

9.3 Опишите общую политику в области климатического регулирования в вашей юрисдикции.

Россия ратифицировала Киотский протокол. Государственная политика направлена на снижение выбросов парниковых газов. Российским Правительством утверждена Концепция формирования системы мониторинга, отчетности и проверки объема выбросов парниковых газов.

10 Асбест

10.1 Опишите судебную практику по делам, связанным с последствиями использования асбеста, в вашей юрисдикции.

Нам не известны случаи рассмотрения в Российских судах дел, связанных с последствиями использования асбеста.

10.2 Какие обязанности несут собственники/пользователи помещений в связи с присутствием на объекте асбеста?

Асбестовая пыль, в том числе хризотил-асбеста, считается канцерогенным и фиброгенным веществом. В России установлена предельно допустимая концентрация асбестовой пыли, за превышение которой владелец помещений и/или источников выбросов асбестовой пыли может быть привлечен к ответственности.

В воздухе рабочих зон максимально разовая концентрация асбестовой пыли не должна препышать 2 мг/м3 (6 мг/м3 для асбестоцементной пыли), а среднесменная — 0,5 мг/м3 (4 мг/м3 для асбестоцементной, асбестобакелитовой и асбесторезиновой пыли).

В воздухе населённых мест с содержанием хризотил-асбеста в пыли до 10 % максимально среднесуточная концентрация асбестовой пыли не должна препышать 0,06 волокон в 1 мл.

11 Обязательства по экологическому страхованию

11.1 Какие виды экологического страхования существуют на рынке? Насколько значимую роль в вашей юрисдикции играет страхование экологических рисков?

Экологическое законодательство декларирует экологическое страхование, как способ защиты имущественных интересов юридических и физических лиц на случай экологических рисков, и устанавливает потенциальную возможность введения обязательного государственного экологического страхования.

Однако на данном этапе не установлено обязательных требований по страхованию экологических рисков. Добровольное экологическое страхование в России теоретически возможно, однако не распространено в связи со сложностью расчета стоимости страховой премии и высокой ценой такого страхования.

11.2 Опишите практику по искам, связанным с экологическим страхованием, в вашей юрисдикции.

В своей практике мы не встречались с исками в связи с экологическим страхованием. В России не распространено экологическое страхование в связи со сложностью расчета стоимости страховой премии и высокой ценой такого страхования.

12 Актуальные изменения

12.1 Кратко опишите новые дела, тенденции и изменения в сфере экологического законодательства в вашей юрисдикции (не более 300 слов).

С 2019 года для объектов (предприятий) I категории – оказывающих значительное негативное воздействие на окружающую среду, вводятся комплексные экологические разрешения, учитывающие все виды негативного воздействия, а также обязанность установить автоматические системы непрерывного мониторинга выбросов (CEMS).

Данные нововведения позволят получать более детальную и непрерывную информацию о воздействии на окружающую среду, а также незамедлительно реагировать на залповые выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, что, в свою очередь, позволит существенно улучшить экологическую обстановку в городах и других населенных пунктах, на территории которых расположены производственные площадки объектов (предприятий) I категории.

Контакты

По всем вопросам, связанным с публикациями, новостями и пресс-релизами, пожалуйста, обращайтесь:

Ксения Соболева

Руководитель направления по PR и коммуникациям

подписка

Получайте новости об изменениях в законодательстве с экспертными комментариями наших юристов и обзоры актуальных юридических вопросов в соответствии с теми областями права, которые представляют для вас интерес.